Медаль как искусство

Медаль как искусство

«Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль!»

Так главный герой знаменитой поэмы Твардовского иронично отзывался о своих ратных подвигах. Герой нашей публикации, хоть и не участвовал в войне и не получал ордена за заслуги перед Отечеством, согласен изготовить любую медаль… своими руками. Тимофей Андреевич Пешков — один из старейших сотрудников института, ветеран спорта СО РАН. Весной 1967 года он поступил в ИЯФ фрезеровщиком, и по сей день трудится как механик экспериментальных станций и установок. Всю жизнь Тимофей Андреевич ведет активный образ жизни, среди его неизменных увлечений — лыжи и шахматы. Однако добрую славу, вышедшую далеко за пределы института, принесло ему еще одно хобби — умение делать медали. Свои работы автор дарит в качестве сувениров или отдает в спортивные учреждения. Пешков не без гордости отмечает, что его медали не поместятся ни на одной груди, ведь их количество перевалило за тысячу!
— Тимофей Андреевич, как давно у Вас такое необычное увлечение?
— Это пристрастие появилось у меня еще на первом месте работы — на заводе «Электросигнал».
Я был самым молодым среди фрезеровщиков, и старшие мастера частенько обращались ко мне с просьбой изготовить бирки для памятников. Это сейчас такие бирки можно заказать где угодно, а раньше их невозможно было достать. И вот я стал писать бирки на фрезерном станке. Раз написал, два написал, и пошло-поехало. Всем нравилось, да и мне самому было интересно этим заниматься. Потом начал делать на станке значки. Как-то один мой знакомый, заведующий художественным клубом инвалидов, пришел ко мне и попросил сделать значки к 8 Марта. Я сделал эскиз — восьмерку, как бантик, и на ней балерину. По этому эскизу изготовил несколько значков. А спустя некоторое время с удивлением обнаружил точь- в-точь такие же значки в одном из магазинов Новосибирска. Это было для меня неожиданностью... Сам очень любил собирать значки, в моей коллекции их насчитывалось около 900. Я много ездил по стране по турпутевкам, посещал спартакиады, проходившие в разных городах Советского Союза, и постоянно пополнял свою коллекцию новыми экземплярами.— Помните первую медаль, сделанную Вами?
— Конечно, первая медаль была посвящена новогодним лыжным гонкам ИЯФа 1966 года. Я делал ее вместе с В.М. Журавлевым, слесарем-лекальщиком, начальником производственного цеха. Идея рисунка на медали — бегущий лыжник — на 50 процентов принадлежала мне, а на 50 процентов ему. У нас получился хороший творческий тандем: мы делали медаль вручную, по очереди подправляя рисунок. Моя жизнь в то время была тесно связана со спортом. Я проехал почти весь Советский Союз, регулярно посещал спортивные соревнования. На «Электросигнале» я был членом цехового профсоюзного комитета, наша заводская команда неоднократно завоевывала кубки на приз газеты «Красное Знамя». Я продолжал участвовать в спортивных соревнованиях и тогда, когда пришел в ИЯФ, а позже на мои плечи легла организация новогодней лыжной гонки.
— Для кого Вы делаете медали?
— Часть медалей я раздал — дарил именинникам и юбилярам. Но в основном я изготавливаю медали для юных спортсменов, в частности, для воспитанников шахматного клуба СО РАН. Вот закончил партию медалей для соревнований по триатлону по просьбе старого знакомого Евгения Горланова
— заместителя начальника отдела по делам молодежи, культуре и спорту администрации Советского района.
Идею изображения на медали всегда продумываю сам, вплоть до мельчайших деталей. Деньги за свои работы никогда не беру и не брал. Даже в переломном 1991 году, когда в стране возник кризис, связанный с распадом Советского Союза. Помню, в тот период победителям турниров никаких подарков не дарили, а в качестве главного приза вручали только медаль, сделанную мной.
— Можете поделиться секретами изготовления?
— Начинается процесс с каления: на «сырой» металл удобнее наносить рисунок. Это довольно кропотливая работа. На станке надо каждую деталь разметить, нарезать, а потом кое-где вручную подправить. Затем с металлических слепков делаются оттиски. Чтобы рисунок и надписи на медали читались правильно, на слепках все должно быть наоборот, в зеркальном отражении.
Заключительный этап — придание медали яркости и блеска. По-хорошему, надо бы отдавать анодировать, но вместо этого я приноровился наносить на медали золотое или серебряное напыление из баллончика. Получается красиво.
Когда появляется свободное время, я не могу сидеть сложа руки, постоянно что-то придумываю, фантазирую. И рано или поздно мои идеи воплощаются в новой медали!
Ю. Бибко