Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Лучшими работами 2012 года Ученый Совет ИЯФ признал следующие работы:

В области ядерной физики, физики элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий:

• На накопителе ВЭПП-3 впервые определен вклад двухфотонного обмена в упругое рассеяние электронов и позитронов на протоне.
  • В составе коллаборации ATLAS на Большом адронном коллайдере впервые наблюдался бозон Хиггса.
  • Проведено первое модельно-независимое измерение угла φ3 треугольника унитарности в распадах B-мезонов в экспериментах Belle и LHCb.
  • В совместной работе Института катализа и Института ядерной физики по созданию детектора черенковских колец на основе фокусирующего аэрогеля достигнут рекордно высокий уровень разделения мюонов и пионов.
  • Впервые показано, что гипотеза о существовании гравитационного 4-фермионного взаимодействия приводит к противоречию с космологией Фридмана-Робертсона-Уокера.
  • В квантовой хромодинамике и в суперсимметричной теории Янга-Миллса с N=4 в следующем за главным приближении найдено ядро уравнения Бартелса-Квичинского-Прашаловича в оддеронном канале.
  • В суперсимметричной теории Янга-Миллса с N=4 в следующем за главным порядке найдены собственные значения ядра уравнения БФКЛ для присоединенного представления калибровочной группы.
  • Точно по величине атомного поля найдена зарядовая асимметрия в процессе рождения электрон-позитронных пар фотоном высокой энергии в поле тяжелого атома.
  • Предсказано существование сверхпроводящих и непроводящих состояний для электронов в одномерном наноканале-ондуляторе.

В области физики плазмы:

• На установке Газодинамическая ловушка (ГДЛ) достигнута рекордная для осесимметричных магнитных ловушек открытого типа величина давления плазмы по отношению к давлению магнитного поля - β = 0,6.
  • В экспериментах на многопробочной ловушке ГОЛ-3 впервые проведены эксперименты по нагреву плазмы и генерации субтерагерцового излучения при инжекции в плазму с плотностью 1019–1020 м-3 электронного пучка с мощностью до 10 МВт, энергией 100кэВ и длительностью до 300 мкс.
  • Впервые в мире предложен и успешно реализован в экспериментах на установке ГДЛ метод вихревого удержания плазмы в осесимметричных магнитных ловушках.
  • Совместно с ИПФ РАН и НГУ впервые создан планарный мазер на свободных электронах с ленточным релятивистским электронным пучком и комбинированным резонатором, содержащим двумерные брэгговские зеркала.
  • В совместных экспериментах с Висконсинским университетом, США впервые продемонстрирован эффективный нагрев плазмы и стабилизация МГД неустойчивостей в пинче с обращенным полем при мощной атомарной инжекции.

В области физики и техники ускорителей заряженных частиц, источников СИ и ЛСЭ:

• На коллайдере ВЭПП-2000 впервые экспериментально обнаружена интерференция γ-квантов МэВного диапазона при обратном комптоновском рассеянии лазерного излучения на электронном пучке в магнитном поле.
  • В ИЯФ СО РАН создана и поставлена на коллайдер BEPC II (Китай) уникальная система измерения энергии электронного и позитронного пучков с помощью обратного комптоновского рассеяния, позволяющая существенно улучшить точность измерения массы тау-лептона.
  • Разработан, создан и поставлен в Брукхейвенскую национальную лабораторию (США) бустерный синхротрон с энергией 3 ГэВ и рекордно высокой для такого класса установок проектной интенсивностью пучка.
  • Построен и запущен первый в мире четырёхдорожечный ускоритель-рекуператор.
  • Разработана уникальная методика ультрабыстрых спектральных измерений высокого разрешения в терагерцовом диапазоне.
  • Разработан метод изготовления дифракционных преломляющих интраокулярных линз с помощью ЛИГА технологии на пучке синхротронного излучения.