Я.СКИЦИН, В.СКИЦИН КАК УМИРАЮТ ЁЖИКИ, или Смерть как животворящее начало в идеологии некроромантизма (Опыт краткого обзора, вступление в исследование) Авторы просят не воспринимать этот материал слишком серьезно. Кое-где кусочки мозаики вывалились, и тело мальчика словно пробито было кубическими пулями. Но он все равно был беззаботный и живой. В.П.Крапивин, "Крик петуха" Настоящая работа ни в коей мере не претендует на полноту осве- щения затронутой темы и лишь заявляет ее. Значительную часть ра- боты составляют оригинальные цитаты из произведений В.П.Крапиви- на (далее ВПК), во многом являющиеся самодостаточными. Сразу хотели бы отметить, что мы глубоко уважаем Командора (ВПК) и любим его произведения. Мы понимаем, что после этой статьи каждый честный фэн и каждый человек, которому "всегда две- надцать", имеет право и обязан застрелить нас из рогатки. Но от- крытая нами тема требует донесения ее до масс. Тысячелетиями человечество боялось смерти. Тысячелетиями ее если и воспевали, то лишь как избавительницу от страданий. (Един- ственное исключение - стихи Тони из пьесы Чапека "Мать": "...Но вот прекрасная приходит незнакомка...") И только ВПК изучил страх смерти и, отразив его в сознании вечно двенадцатилетнего ребенка, преобразовал в радостное ее ожидание, в романтический порыв дли- ною в годы, заложив, таким образом, основы нового течения, а в будущем, может быть, и учения - некроромантизма. Тему смерти ВПК нащупал не сразу. Первый погибший персонаж - мальчик Яшка из "Той стороны, где ветер" - гибнет трагически и бесповоротно. Однако уже и в этой повести проскальзывает момент воскресения (именем Яшки хотят назвать лодку, правда, в конце концов называют именем его мечты "Африка"; кстати, в дальнейшем смерть часто выступает связующим звеном между жизнью персонажа и реализацией его мечты). Причем тут же является намек на тему смерти МНОГОКРАТНОЙ - лодка "Африка" сгорает. (В дальнейшем из темы многократной смерти вырастает тема смерти как естественного состояния, к которому можно стремиться и которое надо заслужить: так, Дуго Лобман за покушение на ребенка наказан бессмертием). "Только бы не насмерть"...- успел подумать Яшка..." [В.Крапи- вин, М., "Дет.Лит", 1968, "Та сторона, где ветер": с. 134.- Я.С., В.С.] Но Яшка гибнет. Зато это желание сбывается у многих других героев ВПК. Достаточно вспомнить Игнатика Яра и Гельку Травушкина ("Голу- бятня на желтой поляне"), Рому Смородкина и Сережку Сидорова ("Самолет по имени Сережка", но к ним мы еще вернемся), Валерку и Василька ("Ночь большого прилива"), Ежики ("Застава на Якорном поле"), гнома Гошу ("Возвращение клипера "Кречет"), и многих, многих мальчишек из глубин Великого Кристалла. Часто, правда, эта смерть символическая (как у Гальки из "Выстрела с монитора") - но зато многократная. Тот же Галиен Тукк переживает гражданскую казнь и изгнание, ожидание выстрела из пушки, в которой сидит, а затем расстрела... Так же псевдосмерть переживает Севка Глущенко - в дуэли с Иваном Константиновичем ("Сказки Севки Глущенко"). А вот Стасик Скицын, похороненный заживо при участии шпаны, перехо- дит грань между символической и реальной смертью, причем встре- чается с характерным персонажем (назовем его "проводником отсюда" ["Проводники отсюда" иначе называются "психопомпы" (см. об этом в "Темной половине" С.Кинга); это, например, воробьи (см ниже хож- дение Ежики) или потусторонние создания (Чиба).- Я.С., В.С.]) - отчимом. Что важно, так это то, что именно после этой смерти у Стасика "ВСЕ БЫЛО ХОРОШО": навсегда приходит Яшка, жутко гибнут злые че- кисты... Невольно вспоминается история о том, как "все было хоро- шо" после случая на мосту через Совиный ручей у А.Бирса. Придирчивый читатель, возможно, уже готов обвинить нас в без- доказательности. Ну что же. Мы тоже не сразу заметили. А когда заметили, не сразу поверили... Итак, о придирчивый читатель, воо- ружитесь книгой Моуди "Жизнь после смерти", вспомните все, что вы знаете о "той стороне" (включая кирпичные лабиринты инферно из фильма "Восставший из ада"), и запаситесь терпением на длинную цитату. Итак: "Вблизи кирпичные стены с отеками вовсе не казались приземис- тыми. А башня стала совсем высоченной. В ней был арочный проход с воротами из решетчатого железа. На них висел кованый средневеко- вый замок. Но в левой створке ворот оказалась калитка тоже из же- лезной решетки с завитками. Ежики осторожно пошатал ее. Петли за- визжали, калитка отошла. Под кирпичными сводами было сумрачно и неуютно, даже мурашки побежали. Шумно отдавалось дыхание. В конце прохода видна была серая, из валунов, стена, из нее торчали ржавые петли (наверное, для факелов). [Ничего не вспоминается? Например "стена плача" из "Ночи Большого прилива"? - Я.С., В.С.] Идти туда не хотелось, да и незачем. Нужно было на башню. Ежики потоптался, зябко поджимая ноги. И увидел справа и слева, в кирпичной толще, узкие двери. Обе они были приоткрыты (железные створки даже в землю вросли)... ...Потянулась наверх лестница - почти в полной темноте, среди тесных кирпичных стен. Ежики насчитал сорок две ступени и четыре поворота, когда забрезжил свет. [И это - не первый "свет в конце тоннеля"! - Я.С., В.С.] За аркой открылся широкий коридор с окна- ми на две стороны. Он плавно изгибался. Коридор явно уводил от башни, но иного пути не было. Не спус- каться же обратно. Ежики осторожно пошел по холодному чугуну плит. Их рельефный рисунок впечатывался в босые ступни. Под высо- ким сводчатым потолком шепталось эхо. Изогнутые балки перекрытий поднимались от пола между окнами и на потолке сходились стрельча- тыми арками... ...Странно все это было: слева почти день, справа почти ночь. И этот коридор - будто внутренность дракона с ребрами. И полное безлюдье... [Граница! - Я.С., В.С.] Тревожное замирание стиснуло Ежики. Такое же случалось, когда он забирался в старые подземелья с надеждой отыскать редкости и клады. Но там он был не один и к тому же точно знал, ГДЕ он. А здесь? Зачем он сюда попал, куда идет? Желание повернуть назад, помчаться прочь стало упругим, как силовое поле. Он остановился. Уйти?.. [О, Моуди, Моуди! - Я.С., В.С.] А там, сзади, что? Лицей, прежняя жизнь. Вернуться в нее, ни- чего не узнав? Но... маленькая надежда, о которой он боится даже думать... она тогда исчезнет совсем. И кроме того, что написано на ребре монетки! "На дороге не ос- танавливайся! Через границу шагай смело!" Ну, пусть не совсем так, но смысл такой! Ежики ладонью прижал карман с монеткой. То ли ладонь была го- рячая, то ли сама монетка нагрета - толчок хорошей такой теплоты прошел по сердцу. [Вообще монетка как ключ к проходу ТУДА - это еще от медяков Харона...- Я.С., В.С.] И Ежики зашагал быстрее. Не бесконечен же путь! Куда-нибудь приведет! Коридор привел в квадратный зал с потолком-куполом. Там, в вы- соте, тоже сходились ребра перекрытий. Окна были круглые, не- большие, под верхним карнизом. На тяжелой цепи спускалась черная (наверно, из древней бронзы) громадная люстра без лампочек и све- чей. Она висела так низко, что, если подпрыгнуть, достанешь рукой. Ежики подпрыгнул - сердито, без охоты. Из чащи бронзовых заго- гулин вылетел воробей! Умчался в разбитое окно. [Вспомним о "пси- хопомпах". И зачем ВПК подчеркивает это незатейливое событие вос- клицательным знаком? - Я.С., В.С.] Ежики присел на корточки. Отдышался. Потом сказал себе: "Не стыдно, а?" Но сердце еще долго колотилось невпопад... Потом он успокоился. Прислушался... И в него проникло то пол- ное безлюдье, которое наполняло все громадное здание. Мало того, и за окнами - далеко вокруг - не было ни одного человека. Ежики теперь это чувствовал и знал точно. Даже всяких духов и привиде- ний (если допустить, что они водятся на свете) здесь не было. [Sic! - Я.С., В.С.] Нельзя сказать, что это открытие абсолютного одиночества обра- довало Ежики. Но и бояться он почти перестал... ...запутался Ежики в тесных темных переходах и на гулких вин- товых лестницах (вверх, вверх!). И снова коридор. Теперь окна - в сторону ночи. Именно ночи, потому что небо там уже зеленое, а лу- на светит, как фонарь... ...Снова стало страшно: как он выберется отсюда, как найдет дорогу в темноте? "А зачем тебе дорога назад? Тебе нужна просто ДОРОГА..." И она опять зазвенела в нем тихонько и обещающе: что-то будет впереди... [Будет...- Я.С., В.С.] Впереди, когда коридор плавно повернул, засветилась острой желтой буквой Г приоткрытая дверь. Засветилась, отошла без звука. В пустой и просторной комнате без окон горел у потолка мато- вый шар-плафон... ...У стены, прямо на расколотых паркетных плитках, стоял чер- ный переговорочный аппарат. Да, телефон... ...Там была большая прозрачная тишина пространства. Вдруг в ней что-то щелкнуло. - Ежики...- сказал очень близкий, очень знакомый голос ("Еши- ки"!).- Ешики, это ты? Он задохнулся. Оглушительно застучали старые часы. Но сквозь этот стук донеслось опять: - Ешики, это ты, малыш? - Да,- выдохнул он со всхлипом. - Ешики... В дверь налево, потом лестница на третий этаж. Там комната триста тридцать три. Беги, малыш, беги, пока светит луна... [Ибо Луна есть Солнце мертвых...- Я.С., В.С.] Оглушающий звон опустился на него... Нет, это опять звенит в наушнике! Ежики бросил трубку. Метнулся... Дверь налево... О, как мчался он по лестнице, по коридору, сквозь полосы бью- щей в окна луны! Он рвал эти полосы ногами и грудью, рвал воздух, рвал расстояние!.. Но где же хоть одна дверь? Где?! Наверно, здесь не третий этаж! Надо вверх!.. Какие-то ступени в темноте, круглый поворот стен, пол идет наклонно все выше, опять поворот... Прогудел под ногами металл невидимого решетчато- го трапа над пустотой. Потом - р-раз! - и пустота эта ухнула, раскрылась впереди, сжала грудь. [Еще одна смерть-в-смерти - Я.С., В.С.] Нет, он упал не глубоко, с высоты не больше метра. И не на камни, на упругий пластик. Вскочил. Было пусто, темно, гулко. Лишь далеко где-то сочился лунный свет. Куда бежать? И тогда Ежики закричал в горе и отчаянье: - Мама, где я?! Щелкнуло в темноте. Мягкий мужской голос (яв- но из динамика) сказал: - Что случилось? - Где третий этаж?! - Здесь третий этаж. [Представьте себе этот диалог! - Я.С., В.С.] Пустота налилась розоватым светом. Круглый вестибюль и двери, двери, двери... Над одной бьются, пульсируют стеклянные жил- ки-цифры: 333. [Ох, а не умножить ли на 2?..- Я.С., В.С.] Ежики задохнулся опять, от стремительного разбега ударился о дверь, откинул ее... В белой комнате за черным столом сидели Кантор, незнакомый че- ловек и доктор Клан. Темно стало. Ничего не стало..." Страшно, а?.. Нам, признаемся сразу, стало страшно. И мы, пе- ребивая друг друга, стали вспоминать, что же было дальше с мальчишкой Ежики (и потом гасить на ночь свет не хотелось...) Итак: "Он оттолкнул велосипед и побежал. Навстречу! Хотел закричать. Но мгновенно и безжалостно вспыхнули, накатили, облили горячим светом огни летящего поезда. И Ежики в тоске понял: все, что сей- час было,- лишь мгновенный сон, последнее видение перед ударом. Позади - туннель, впереди - ничто. И сжался в черный комок... ...Но не было удара. Вспышка сама оказалась мгновенным сном. Последним эхом прежних бед. Ежики открыл глаза." Другая, столь же, если не более, характерная вещь - "Самолет по имени Сережка". Мы вынужденно оставляем вне поля нашего зре- ния вопросы о магии, о преобразовании христианства в язычество, о соотношении реальности и фантазии в этой и других повестях. Огра- ничимся лишь заявленной темой... Итак: мальчик-калека Ромка одинок. Он, мечтая о друге и спут- нике, посылает бумажный самолетик с рисунком - "вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте, и дорога, по которой идут двое мальчишек" (идут, заметьте, на закат...). Самолетик, как выяс- няется, залетает в некие Безлюдные Пространства, после чего к Ромке приходит Сережка - странный парнишка, учившийся в магичес- кой школе, умеющий ходить в "иные" пространства, запросто пешком гулять по облакам, а также превращаться в самолет, но настойчиво и даже навязчиво повторяющий при всяком удобном случае: "Я - просто Сережка Сидоров, безо всяких талантов, обыкновенный мальчишка..." Обыкновенный-то обыкновенный, но, по его же словам, он приду- ман Ромкой (и в то же время реален); он учит Ромку всему, что умеет сам; он, главное, исцеляет Ромку (помните, как исцелился Сухарик Львиное Сердце в повести А.Линдгрен?). Причем для исцеле- ния необходимо пройти ситуацию смерти (вернее, приближения к ней). Такое "исцеление смертью" происходит дважды, во "второй", а затем в "подлинной" реальности. И тут мы подходим к вопросу о средствах перехода за черту жиз- ни. Одно из них известно человечеству со времен Харона [Это нача- лось у ВПК еще с "Летчика для особых поручений" - помните, Зеле- ный Билет покупался за "все деньги, что есть в карманах" - в дан- ном случае... три копейки.- Я.С., В.С.]: монетка. В данном слу- чае это особая, ритуальная, магическая монетка, с девизом (см. выше) - "Через границу шагай смело..." На аверсе - номинал, де- сять "колосков", а на реверсе - мальчишеский профиль. И это не просто профиль: это - лик Первого Хранителя, Юхана-Трубача, по- гибшего в незапамятные времена - но в то же время это мальчик Юкки, который ходит по всем временам и пространствам, открывая Дорогу (да-да, ту, по которой можно попасть в... иной мир) сот- ням мальчишек, подобно своеобразному детскому Харону. И идет Юкки навстречу своей героической гибели, о которой, безусловно, прек- расно знает, ведь он - крупнейший знаток путей Кристалла... ...Прочие средства отличаются от талисмана-монетки тем, что они - это действительно транспортные средства: корабли, самолеты и прочее. Из кораблей первым был пароход-вездеход из "Летчика для особых поручений" (таким летчиком-перевозчиком становятся и Се- режка, и, затем - Ромка). Но самолет - более часто встречающийся камуфляж античной ладьи. (Вспомним, кстати, самолетик лоцмана Сашки из "Я иду встречать брата", летающий Нил Березкин из "Сине- го города...") Промежуточное средство - летающий (!) клипер "Кре- чет". Есть также поезд: тот самый, всеми любимый до станции Мост, туристский тихоходик "Пилигрим", поезд до Реттерхальма, ва- гон-"курятник"... Наконец, ладья, как она есть, встречается дважды: на лодке ве- зут обоих мальчиков из "Детей Синего Фламинго" на остров Двид, и Черный Виндсерфер готовится везти писателя Решилова уж совсем буквально на тот свет. Но этот эпизод надо дать документально,- а вы читайте и понимайте... и извините за длинную цитату, иначе нельзя. "В комнате я достал из портфеля холщовую сумку с лямкой через плечо, уложил в нее несколько книг, которые возил с собой. В том числе и "Плутонию". И снова вышел из дома. [Не какую-то книгу, а книгу о подземном мире, мире Плутона - Я.С., В.С.] ...Когда куранты пробили половину двенадцатого, я оказался на том месте, где днем распрощался с Сашкой. У широкого гранитного парапета. Здесь огни светились редко, было безлюдно и тихо, только из "Объятий осьминога" доносилась песенка: И парус, и парус, и парус, Как призрак уйдет в темноту... "Ну и уйдет. Пора..." Я пошел сперва по набережной, а потом уверенно свернул в неос- вещенный переулок. Он полого спускался к воде, пахло сырым пес- ком и водорослями. Я знал, что справа яхт-клуб, слева судоремон- тные мастерские. Остались позади последние неяркие окошки, потя- нулись по сторонам теплые каменные заборы. Сильно трещали ночные кузнечики. [Кузнечик имеет для ВПК особое значение. Кузнечики трещат в последней фразе "Заставы..." - в рае Ежики; желтые мон- стры-кузнечики играют важную роль (в том числе роль перевозчиков) в "Дырчатой Луне" - Я.С., В.С.] От этого треска, темноты, горько- ватого запаха мелких береговых ромашек плавно закружило голову. Но не болезненно, не тревожно. И я знал, что успею. Впереди не светилось уже ни искорки, но я помнил дорогу. Мало того, я даже видел в темноте. Я вышел на кремнистую, с редкими травинками, площадку. Справа дышал теплой влагой простор бухты, слева стоял похожий на склад сарай. Но мне было известно, что это не склад и не сарай, а магазин старых книг. Не светилось ни единой щели, но я решительно постучал в доща- тую дверь. И ждал недолго. Раздались шаги, дверь отошла. Встал на пороге человек со свечкой. Огонек освещал шкиперскую бородку и морщинистый лоб над впадинами глаз. [Да-да... впадины... а о све- чах - чуть ниже...- Я.С., В.С.] - Капитан,- сказал я,- времени у меня мало. Я хочу оставить вам несколько книг. Подарить...- И протянул сумку. [Плата за проезд - Я.С., В.С.] - Хорошо,- без удивления отозвался хозяин. И сумку взял. - Только одну, "Плутонию", отдайте мальчику. Он обязательно забежит к вам, я уверен. Его зовут Сашка... - Я знаю,- сказал хозяин лавки. Он все ниже опускал свечу, и лица его я уже не видел. - Ну... вот и все. А говорить ему ничего не надо. - Я понял, Игорь Петрович,- совсем негромко произнес хозяин.- Я все сделаю, не волнуйтесь. Прощайте...- И дунул на свечу. Я стал спускаться по деревянной, широкой, как терраса, лестни- це и чувствовал, что хозяин смотрит вслед. Это тихо радовало ме- ня. Хорошо, когда в такие минуты кто-то смотрит вслед... Ни на берегу, ни на воде не было ни единого огонька. Возможно, центр города скрылся за мысом, но все же не может бухта быть без сигналов. А тут - ни маяка, ни мачтовых фонариков... Но это не удивило меня. Я знал, что ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. Словно когда-то уже было такое. [И ведь было.- Я.С., В.С.] Сплошная теплая чернота лежала над землей и над морем. В ней дул мягкий ветер. И я ощущал, видел внутренним зрением, как в этом ласковом, нестрашном мраке скользят недалеко от берега бес- шумные паруса виндсерферов, а чуть подальше развернул марсели и брамсели и ходит короткими галсами учебный бриг. Бег огней, без слышимых команд... [Флот капитана Харона.- Я.С., В.С.] И еще я знал, что у причала, на который сейчас приду, качает- ся виндсерфер с черным неразличимым парусом. Как правило, мачта и парус виндсерфера лежат на доске, пока владелец не встанет на верткую палубу и не поднимет парусину за гибкий гик-уишбон. Но у этого, моего виндсерфера мачта уже стоит - как на яхте. И палуба лишь слегка заколеблется, когда я ступлю на нее. Потому что это МОЙ виндсерфер, он ждет меня всю жизнь. Я возьмусь за пластиковую дугу, подтяну лавсановое черное кры- ло паруса, ветер мягко выгнет его, а я откинусь назад, чтобы уравновесить упругую силу. Узкий корпус оторвется от причала и заскользит, срезая круглым носом гребешки, которые чуть светятся во мраке. Теплые брызги ударят по рукам и по лицу. И скоро в мяг- кой, обнимающей меня тьме волны эти станут сильнее, доска побе- жит со склона на склон, и я, никогда не ходивший на виндсерфере, инстинктом угадаю секрет управления и сольюсь в этом движении с черным ласковым ветром и плавными ритмами волн... Я засмеюсь, когда вставшие навстречу всплески слизнут с меня лишнюю одежду, сделают меня маленьким, ловким, гибким. И обнимут меня, десяти- летнего, закружат и укроют в усыпляющей, нестрашной, никому не- доступной мгле... А что будет потом? Если что-то и будет вообще, то, пожалуй, лишь это: доска прит- кнется когда-нибудь к берегу, а вдали засветится закатная полоса. Я выскочу на траву и, торопясь, побегу по заросшему склону вверх. Чертополох будет хватать меня за мокрые ноги, но я, запыхавшись, выбегу на бугор. И увижу, как слева темнеет похожая на замок во- донапорная башня, как светится в закатном отблеске старая Спас- ская церковь - памятник старины и гордость нашего городка - и как горят огоньки в окнах знакомого двухэтажного дома. И в мамином окошке горит свет... Ох и загулялся я!.. Ну и правильно, если влетит! Главное, что я уже почти дома. Подожди еще минутку, я бе- гу, вот он я!.. [Возвращение к родителям - тоже символ смерти, так и девочку Ромка-самолет везет к ним... - Я.С., В.С.] Виндсерфер и правда стоял у берега. Его узкий пластиковый борт скребся о спущенные с причала плетеные кранцы. Парус, невидимо растворившись во мгле, трепетал на ветру. Сейчас я, сейчас... Я сбросил на плиты пиджак, полуботинки, носки, галстук. Под- вернул брюки. Подошел к краю. Заранее ощутил, как ступлю сейчас на мокрую мелкоребристую палубу, как закачается она... Выждал, когда наклонится ко мне мачта, ухватил ее... Ну!" Вот как уходят: "Не трогай, не трогай, не трогай Товарища моего. Ему предстоит дорога В высокий край огневой. Туда, где южные звезды У снежных вершин горят, Где ветер в орлиные гнезда Уносит все песни подряд. Там в бухте развернут парус И парусник ждет гонца. Покоя там не осталось, Там нет тревогам конца. Там путь по горам не легок, Там враг к прицелам приник, Молчанье его пулеметов Бьет в уши, как детский крик... ...Не надо, не надо, не надо, Не надо его будить, Ему ни к чему теперь память Мелких забот и обид. Пускай перед дальней дорогой Он дома поспит, как все, Пока самолет не вздрогнул На стартовой полосе... ...Но если в чужом конверте Придет к вам черная весть, Не верьте, не верьте, не верьте, Что это и вправду есть. Убитым быть - это слишком. Мой друг умереть не мог. Вот так... И пускай братишка Ему напишет письмо..." Возвращаясь к вопросу о "проводниках отсюда" - там, куда они уводят, у героев ВПК часто уже есть друзья. Один из них - Чиба ("Лоцман"), проводник проводника (есть еще всезнающие бормотунчи- ки, роботы, домовые, ыхала и пр.). Что такое Чиба - непонятно. Потустороннее существо. Игрушка, очень милая - но если вдуматься и представить его рядом с собой, станет не по себе. Это - игру- шечный оборотень, то клоун (см. клоунов из "Голубятни..." и "Оно" С.Кинга), то котенок с головой клоуна или с рыбьим хвостом, то вороненок (ты не вейся надо мной), то плюшевая обезьянка (опять Кинг), то варан, то (бр-р!) птичий скелетик. И Чиба знает больше, чем положено живым. Ему открыто закрытое для них: "- Через пески... - Что?! - Через Оранжевые пески,- сказал он отчетливо.- На плато, что рядом с Подгорьем,- пустыня. Горячая, с большим оранжевым сол- нцем... Я вздрогнул. И, пряча испуг, сказал пренебрежительно: - Что за бред. Какая может быть пустыня в той местности? - Может... - Почему я там никогда про нее не слышал? - А никто не слышал. Потому что никто не бывал там. Никто не поднимался на плато. - Ты спятил? Рядом с городом... - Да! Все думают, что поднимались другие, и делают вид, что там ничего такого. [Пусть кто-то говорит, что "там" ничего нет. Есть, есть...- Я.С., В.С.] Просто так, пустыри. И говорят об этом друг другу, и сами верят. А на самом деле... Я не вру, чес- тное-расчестное слово! Ну, Чибу спросите!" Чиба-то знает... Чип - почти тезка Чибы, лягушонок из "Баркентины с именем звезды" - тоже оборотень, которого не боится только главный ге- рой, старый моряк Мартыныч, да еще братья-фантасты Саргацкие. Но Чип еще вполне безобиден. Хотя и в этой сказке есть уже и очень непростые корабли (сама баркентина и игрушечный кораблик), и ма- гия, и мысли о гибели людей и кораблей. В "Ночи большого прилива" смерть уже присутствует на каждой странице. Иногда травестийная, как в первой части, в "Далеких горнистах", но уже и там появляется история Трубача-Хранителя, пока это Валерка - он же штурман Дэн - и пока эта история не так однозначно безнадежна, хотя и здесь есть что-то вроде гибели братьев, после падения с крепостной башни оказывающихся в Наигия- ле... то есть, мы хотели сказать, в Старо-Подольске. Светлый штурман Иту Лариу Дэн встречается со смертью - подлин- ной или символической - много раз. Но это лишь подход к истории смерти как состояния,- смерти как истинной жизни. Такую смерть принимает Ежики и, видимо, Игнатик Яр (тут уместно снова вспом- нить о свечках; у ВПК свечка - индикатор жизни; когда горит све- ча, стоит упомянуть чье-то имя - и узнаешь, жив ли он; если жив, свеча продолжает гореть, как это и было в случае обоих персона- жей. А вот Капитан с глазами-провалами, Капитан, берущий книги в уплату за проезд, имеет право задуть свечу...) Очень интересна и показательна история посвящения в Командоры ("приема в мертвецы" по Пелевину) история Корнелия Гласа из "Гу- си-гуси, га-га-га". Корнелий, чтобы на равных правах войти в мир детей и, позднее, стать Командором (а это - главные "проводники отсюда"), переживает последовательный ряд символических смертей, последняя из которых могла быть и настоящей (ученые, занимающие- ся "гранью" Вест-Федерации, не уверены, остался ли он жив). Любопытна, между прочим, и легенда "безынд" о Маленьком рыба- ке, мальчике-сироте, унесенным гусями на Луга. Во-первых, подчер- кивается трудность пути в иной мир - Маленький рыбак должен под- няться на гору, претерпев мучения, сильно напоминающие картины буддийского ада; далее он приносит гусям-"психопомпам" кровавую жертву (кормит их своим мясом); впрочем, этот момент вообще ха- рактерен для сказок многих народов, поэтому его можно считать скорее данью традиции; сам полет - как мы видим, типичный способ перехода в иной мир; наконец, Луга - счастливое место, где ма- ленький рыбак (а позднее - безынды из "спецшколы") находит роди- телей. Встреча с предками - характернейшая особенность послежизни. (Отвлекаясь от основной темы, хотелось бы отметить параллели между "Гусями" и "Синим городом на Садовой": храм, как убежище, настоятель как защитник, подземный выход из храма - путь спасе- ния, и т.д.). Ежики, если помните, после смерти перешел в другой, лучший мир. То же происходит с писателем Решиловым (да и его спутником Сашкой). Сначала Решилов покидает больницу (casus incuzabilis). Попа- дает в старую церковь, затем - в поезд "Пиллигримм", в Подгорье, Кан-Орру... Как не вспомнить Нангилиму, следующий за Нангиялой загробный мир... (у А.Линдгрен). При всем том его не оставляет чувство (впервые осознанное ВПК в "Выстреле с монитора" и в "Зас- таве...") вторичности переживаемой реальности. В "Выстреле с монитора": "Еще немного! Павлик не бежал - летел. Сумка не успевала за ним, летела на ремешке сзади. Козырек перевернутой кепки вибрировал на затылке, как трещотка воздушного змея. [Опять ассоциация полета и смерти.- Я.С., В.С.] И в то же время странное, непохожее на бег ощущение не остав- ляло Павлика. Будто он не только мчится. Будто в то же время он сидит на скамье нижней палубы рядом со старым Пассажиром. И смот- рит, как плывет в небе край обрыва с тонким силуэтом мальчишки." И в "Лоцмане": "Здесь страница кончалась. И вообще запись кончалась. На об- ратной стороне листа ничего не было. Вот так... Я осторожно положил Тетрадь на пол у кресла, закрыл глаза, от- кинулся. Почему-то запахло больничным коридором - знакомо и тос- кливо. И негромкий бас Артура Яковлевича укоризненно раздался на- до мной: - Игорь Петрович, голубчик мой, что же это вы в холле-то... Спать в кровати надо. Пойдемте-ка баиньки в палату... Я обмер, горестно и безнадежно проваливаясь в ТО, В ПРЕЖНЕЕ пространство, в унижение и беспомощность недугов. О, Господи, НЕ НА-ДО!.. Мягкая, живая тяжесть шевельнулась у меня на коленях. Последняя надежда, последняя зацепка, словно во сне, когда сон этот тает, гаснет, а ты пытаешься удержать его, хотя понимаешь уже, что бесполезно... Я вцепился в теплое, пушистое тельце ко- тенка: - Чиба, не исчезай! Не отдавай меня... - Кстати,- сказал Артур Яковлевич,- я смотрел ваши последние анализы, они внушают надежды. Весьма. Если так пойдет дело, то... - Чиба! - Мр-мя-а...- отозвался он крайне раздражительно. Я приоткрыл один глаз. Так, чтобы разглядеть Чибу, но, упаси Боже, не увидеть белого халата и больничных стен. Чиба возмущен- но вертел головой. Голова была клоунская, хотя туловище остава- лось кошачьим." И это не удивительно. Отнюдь неспроста Сашка вдруг обращенный Тетрадью в Решку (Игоря Решилова, он же, собственно, alter ego ВПК) сообщает между прочим: "- Чего загадывать! Я не два раза помирал, а больше. Первый раз еще при рождении. Думали, что не буду живой. Меня знаешь кто спас? Генриетта Глебовна... Она сказала, что после этого буду до ста лет жить, а это же целая вечность..." На самом деле тема смерти у ВПК гораздо более обширна, чем мы показали здесь. Смерть - истинная жизнь ("Лоцман"), смерть - ис- целение ("Самолет по имени Сережка"), смерть - созидание ("Оран- жевый портрет с крапинками"), смерть - награда, недоступная для грешников ("Крик петуха") и неизбежно приходящая к достойным ("Голубятня..."). Есть еще один странный аспект темы смерти в "Синем городе на Садовой". Вспомните, как Нилка, желая сказать, что ему попадет от родителей, говорит, путая слова, что ему ус- троят... эксгумацию (имея в виду экзекуцию). Н-да. Папа Фрейд, утверждавший, что случайных оговорок не бывает, пришел бы в вос- торг... Более желчный критик, такой, например, как злой волжский бул- гарин Рамон Бир-Манат, сделал бы из этого политическое обвинение плюс историю болезни. Мы же не настаиваем даже на хлестком терми- не, вынесенном в заголовок. И пусть Командор не обижается: мы оба его очень любим, и никакой некроромантизм не заставит нас наз- вать книги ВПК плохими или скучными. Но... но теперь, прочитав статью, не охватывающую, как мы говорили, весь материал и всю те- му, вчитайтесь в эти книги сами. И вы сами тогда ощутите весь ужас - и весь оптимизм некроромантизма. Оптимизм - потому, что, как мы уже замечали, смерть - это по- рог, после которого можно сказать: "...А ДАЛЬШЕ ВСЕ БЫЛО ХОРОШО. Да, я не разбился! Не верьте, если вам скажут, что Ромка Смородкин двенадцати лет погиб в катастрофе. Чушь! [То же говорил и Бу Вильхельм Ульсон, Принц Страны Дальней...- Я.С., В.С.] Я под утро вернулся домой, мама еще спала. Я запрятал по- дальше разодранные штаны и тоже лег спать. А дальше все было хорошо. Жизнь пошла день за днем. Год за го- дом. Я закончил школу, потом художественное училище, институт. Стал художником-дизайнером. Даже слегка знаменитым - после того как наша группа получила премию за оформление главного павильона Ра- тальского космопорта. Я женился на девушке Софье Петушковой, которую в детстве зва- ли Сойкой. И у нас родилась дочка Наденька - славная такая, весе- лая. ... Мама моя души не чает во внучке. Кстати, мама вышла замуж. Но не за Евгения Львовича, тот вско- ре уехал из нашего города. Знаете, за кого она вышла? За дядю Юру! Дядя Юра вернулся с далекой стройки, опять поселился неподале- ку, стал захаживать в гости и вот... Не знаю, появилась ли у ма- мы к нему большая любовь, но поженились и живут славно... [Закли- нанием повторяется - все хорошо... там.- Я.С., В.С.] Как видите, все со мной хорошо, вовсе я не разбился! Случилось гораздо более страшное. Разбился Сережка. Он погиб в том самом году, когда мы познакомились. В детстве. В сентябре. Тогда по южным границам там и тут гремели гражданские войны (словно людям хотелось оставить на Земле побольше Безлюдных Прос- транств). И вот Сережка надумал помочь там кому-то. Или продукты сбросить беженцам, или, может, малыша какого-то вывезти из-под огня. Не знаю, он со мной этими планами не делился. Он только на- супленным, чужим каким-то делался, когда мы видели на экране "Но- вости" с южными репортажами. И однажды он исчез. Дня три я не волновался: всяких дел было по горло: школа, новые знакомства. Но потом встревожился, побе- жал к нему домой... ...А через день услышал в "Новостях", что над побережьем сбит еще один самолет. Неизвестно чьей ракетой, и сам неизвестный. С непонятными знаками. И показали хвостовое оперение, которое упа- ло на прибрежные камни. С голубой морской звездой на плоскости руля... Днем я держался. В школу ходил, даже уроки иногда делал. А ночью просто заходился от слез. Старался только, чтобы мама не услышала. Иногда казалось даже, что сердце не выдержит такой тоски. Может быть, и пусть? Не могу, не могу я без Сережки! Не надо, чтобы делался он самолетом, не надо сказочных миров и Безлюдных Пространств. Пускай бы только приходил иногда. Живой... И он пришел! Ну да! Однажды ночью, когда я совсем изнемог от горя, звякнула решетка на балконе. И открылась балконная дверь. И Сережка - вместе с осенним холодным воздухом - шагнул в комнату. В старом обвисшем свитере, с пилотским шлемом в руке. Сердитый. [Вот спите вы, и... А сама сцена напоминает, во-первых, приход Мастера к Бездомному; а, во-вторых, прилет вампира - не-мертвые приходят на зов, прилетают на ночных крыльях, и входят с холодом могилы по позволению хозяина...- Я.С., В.С.] Я обомлел. Он сел рядом, на тахту. - Хватит уж сырость пускать... Даже разбиться нельзя по-нас- тоящему... - Это ты?! Ты снишься или живой? - Вот как врежу по загривку, узнаешь, снюсь или нет... [Сереж- ка отвечает, заметьте, лишь на первую часть вопроса. Он не снит- ся: это-то и страшно...- Я.С., В.С.] Я прижался к нему плечом. - Не сердись... - Ага, "не сердись"! Думаешь, это легко, когда тебя за уши вы- таскивают ОТТУДА? - А кто тебя... за уши? - Он еще спрашивает! Кто, как не ваша милость! - Сережка, ты больше не уйдешь? ... - Сережка, а что там было? Как? Он сказал глуховато: - Ромка, не надо об этом. Выволок ты меня обратно, и ладно... [Воистину, есть вещи, которых лучше не знать.- Я.С., В.С.] - Но ты правда больше не уйдешь насовсем? - Насовсем - не уйду... Я зашмыгал носом от счастья. - Но встречаться нам придется только по ночам. Все ведь ду- мают, что меня нет... [То-то и оно...- Я.С., В.С.] Я был готов и на это. Но... - А где будешь жить-то? - Уйду в Заоблачный город, устроюсь как-нибудь... - А мы будем летать, как прежде? - Будем... Только... - Что? - опять вздрогнул я. - Ты станешь расти и расти. А я теперь не смогу. Если разби- ваются, после этого не растут... [Вот как сделать, чтобы было всегда двенадцать... - Я.С., В.С.] - Тогда и я не буду! Кажется, он улыбнулся в темноте. - Нет, Ромка, у тебя не получится. - Почему? - Ну, ты же... не разбивался насовсем. - Тогда я... тоже! - Только посмей! - Тогда... я знаю что! Здесь я буду расти, а ТАМ всегда оста- ваться таким, как сейчас! Как ты! Он сказал очень серьезно: - Что ж, попробуй. Может, получится... У меня получилось. Мало того, я научился притворяться. Стал делать вид, что сплю в постели, а на самом деле убегал к Мельничному болоту, где бе- зотказные чуки жгли посадочные костры. [То есть ночью, когда Ром- ка был мертвым - Я.С., В.С.] И туда же приземлялся Сережка-самолет. Вот ведь какое дело: хотя он и грохнулся очень крепко, но все же умел превращаться в крылатую машину, как и раньше. Я всего-то лишь крыло повредил, а летать после этого не мог. Сережка же - пожалуйста! Наверно, в Заоблачном городе, где он теперь жил, сделали ему ремонт. Не разовый, а капитальный... [Опять исцеление через смерть - Я.С., В.С.] Кстати, Сережка помирился со Стариком. И они вместе колдовали теперь над новой моделью совмещенных Безлюдных Пространств. Ста- рик даже разрешил Сережке прилетать в Заоблачный город прямо в виде самолета, хотя это и нарушало какие-то правила... Итак, я рос, делался взрослым, но по ночам, при встречах с Се- режкой оставался прежним Ромкой Смородкиным. Нас обоих это впол- не устраивало. И мы летали все дальше и дальше - в такие Прос- транства, где Гулкие барабаны Космоса гудели, как набат... ...Порой я и сам вздрагиваю: а вдруг НИЧЕГО этого нет? И Се- режки нет? Для доказательства, что все это правда, я ночью улетаю с Се- режкой в далекую-далекую степь, где всегда светит луна и причуд- ливые камни - идолы и чудовища - чернеют среди высокой травы. Я рву там луговые цветы и с ними возвращаюсь домой. [Опять Солнце Мертвых, да еще и надгробия, идолы и чудовища! - Я.С., В.С.] Ромашки, клевер и розовые свечки иван-чая, появившиеся в доме февральским застывшим утром - это разве не доказательство?.. ...Вот и все. Теперь вы сами видите, что слухи оказались пус- тыми. А слезы - напрасными. "Сказка стала сильнее слез". Никто не разбился до смерти. Никто. Честное слово..." Сентябрь, 1994