Трудно быть Кертисом,
				 или
		     опыт пристрастного анализа.

     Статья Кертиса вызвала в 9-ом номере "ТС" много откликов;	прочи-
тав  ответы на нее.  прихожу к грустному выводу :  эмоций больше,  чем
конструктивной критики.  Оговорюсь сразу : под конструктивной критикой
я понимаю логическую аргументацию;  все остальное - использование эпи-
тетов-ярлыков,	ссылка на авторитет,  поспешное  обобщение  -  на  мой
взгляд,  нечестные приемы ведения спора. Пример ? - в статье С.И.Трека
мир детей из отряда противопоставляется миру "современных взрослых":
     "Если они (дети) станут в будущем Командорами или просто порядоч-
     ными людьми,  которые понимают детей и просто ведут себя по-чело-
     вечески - то чем это плохо ? Или им надо становиться СОВРЕМЕННЫМИ
     взрослыми :  рэкетирами, мафиози, взяточниками, спекулянтами-биз-
     несменами..."
Как будто среди выпускников "Каравеллы"  нет  бизнесменов,  мафиози...
Есть и те,  кто сейчас работает в милиции, есть и те, кто в свое время
отсидел в местах лишения свободы... Думаю, имен называть не стоит, лю-
ди-то достаточно известные... Хорошая вещь - правда - ее можно исполь-
зовать частично...
     Теперь о научности. С.И.Трек называет свою заметку научным анали-
зом событий,  но,  сколько я не перечитывал,  ничего научного в ней не
нашел. Сам я на научность не претендую,  но постараюсь, по крайней ме-
ре, быть конкретным. Хотя, пару "наездов" я себе, пожалуй, позволю.
     Для меня  самый  интересный  вопрос  во всей этой дискуссии - это
вопрос мотивации людей,  откликнувшихся на статью Кертиса. Что ими ру-
ководило ?  О  мотивации  Кертиса очень хорошо сказал,	на мой взгляд,
Игорь Глотов :
     "... боль	в строках г-на Кертиса неподдельна и искрена.  Это его
     боль, его шрамы. У него действительно наболело и выплеснулось..."
Но если  люди  так  горячо  спорят,  значит их тоже задели за больное.
Только мне непонятна трусость авторов,	пожелавших подписаться	вымыш-
ленным именами. Да, Кертис не указал своего настоящего имени, но вы-то
чем его лучше ? Предполагаю, что автор одной из заметок - Владимир Та-
лалаев. Только	вот  не знаю какой- первой или третей ?  Г-н Талалаев,
если это Вы, то Вам-то чего бояться, все же свои... Хотя, должен изви-
ниться, возможно,  автором двигал не страх,  а какие-то другие чувства
или мотивы...
     На мой взгляд,  дискуссия вертится вокруг трех  спорных  моментов
(возможно, другие видят это по-другому) :
     1. Существует ли "крапивинская система" (и вообще, что это такое).
     2. Является ли крапивинская система "системой  против"  (сюда  же
	примыкают вопросы старшей группы, отбора детей и т.д.).
     3. О "Командорах", или, лучше проще, руководителях (в том числе и
	вопрос о педофилии).
     Пойдем по порядку.
     Давайте договоримся о том,  что мы понимаем под системой.	Исходя
из моих знаний системного анализа под системой я понимаю структуру,  в
которой присутствуют :	  1) несколько элементов;
			  2) связи между ними;
			  3) функции элементов.
В виде простейшей схемы это выглядит следующим образом :
(Желающим познакомиться  более	подробно с понятием системы рекомендую
обратиться к трудам Г.П.Щедровицкого и О.С.Анисимова).

     -	 Если	понимать   под	 "крапивинской	системой"  организацию
отрядов,   то	такая	система  существовала:	в  80-х  гг  это  было
объединение	"Звезда"    журнала    "Пионер"    ("Каравелла","Синий
краб-зюйд","Эврика","Солярис",	"Алые  паруса",  "Пламя")  ;  в  конце
80-х - начале 90-х это была АРДО

   ("Эврика" - г. Каменск-Уральский    "Эспада" - г. Первоуральск
    "Ветер" - г. Североуральск	       "Лунное пламя" - г. Киев
    "Планета-Клипер" - г. Нижний Тагил "Буревестник" - п. В.Синячиха

в какой-то момент там была "Каравелла" и "Цунами"). Все эти отряды, за
исключением "Каравеллы" и "Эврики",  поднялись на  гребне  перестройки
пионерской организации и были вдохновлены книгами Крапивина и примером
"Каравеллы". Выжили только "Каравелла",  "Эврика" и "Цунами".  Все ос-
тальные отряды либо развалились,  либо погибли. Но это отдельная исто-
рия, грустная, хотя и поучительная. Сегодня такой системы действитель-
но не существует.

     - Если же понимать под "крапивинской системой" систему воспитания
(в отряде или по книгам),  то здесь есть очень много спорных моментов.
Для того, чтобы создать методику, не обязательно писать методички. Эта
методика присутствовала в самой жизни "Каравеллы".  Другие  отряды  ее
просто копировали. Но вопрос - Что делать со старшими ? - действитель-
но в этой методике не проработан,  иначе откуда возник бы термин "кри-
зис старшей группы" (только не говорите,  что вы его не знаете). И де-
мократии в  "Каравелле" никогда не было ,  все решали между собой инс-
труктора,  в компетенции совета были только некоторые организационные
вопросы. В любом случае всегда преобладало мнение Крапивина. Уход де-
тей из отряда - тема вообще отдельного исследования...
     Но Кертис, я думаю, говорил не столько о системе воспитания в от-
ряде, сколько о системе,  заложенной в книгах В.П.К., о его идеях или,
если угодно,  идеологии. Вот тут-то и всплывает вопрос о "системе про-
тив".
     Я думаю,  тут каждый выбирает сам для себя : жить ему в парадигме
войны или в парадигме сотрудничества. Грубо говоря, против кого раньше
воевал	Владислав  Петрович и "Каравелла"? - против школы и бюрократии
(пионерской, комсомольской, партийной).Но против кого воевать сейчас ?
Сегодня  отряд "Каравелла" входит в объединение детских клубов Кировс-
кого района г.	Екатеринбурга.	И финансируется районным комитетом  по
делам молодежи. Те же бюрократы. Однако, сегодняшние руководители "Ка-
равеллы" находят с ними общий язык (хотя,  выбить деньги из  КДМ-а  ох
как  нелегко - Егор Подолинский и Лариса Крапивина подтвердят,	навер-
ное,  мои слова).  Может быть,	воевать против школы ? Против классных
дам ?  Согласен, что система народного образования деградирует и стала
еще хуже, чем была раньше. Но не нравится обычная школа - отведи свое-
го ребенка в частную - в ту,  которая понравится.  Бывает, что нет де-
нег.  Но если ты такой умный, то почему ты такой бедный? Впрочем, этот
упрек я смело отношу и к себе лично, но в своих проблемах я не ищу ви-
новных на стороне.  Наверное, я уже научился жить без войны. И к этому
же призываю всех. Может, хватит искать врага, господа спорщики ?
     Согласен, что  есть ситуации,  когда НЕ ВОЕВАТЬ НЕЛЬЗЯ.  Согласен
также, что есть люди,  которых мы расцениваем как плохих -  бюрократы,
"педагоги"... На которых можно пойти войной. А можно попытаться испра-
вить. Я знаю только один способ исправить человека :  бить ему по моз-
гам. Или, иными словами, запроблематизировать, чтобы человек задумался
надо вопросом :  " А так ли я живу ?".	Здесь-то,  как раз, и помогает
"присоединение и ведение". Маленькое пояснение. Термины пришли из ней-
ро-лингвистического программирования. См. работы Дж.Гриндера и Р.Бэнд-
лера,  в частности,  "Из лягушек в принцы, или НЛП". Детально механизм
присоединения  и  ведения  разобран в книге Э.Цветкова "Тайные пружины
человеческой психики",	М., 1993г., с. 32-42. Сегодня приемами присое-
динения  и  ведения  пользуются  многие психотерапевты как при заочном
(телефонным) консультировании, так и на очных сеансах психотерапии.
     Теперь о педофилии.  Считаю, что все люди, работающие с детьми, в
определенной степени педофилы,	если переводить педофилию как любовь к
детям.	Если не любишь детей, то и работать с ними не будешь. Проблема
в том, насколько далеко эта любовь может зайти... И "сволочи", то есть
те, кто решает свои личные, в т.ч. сексуальные проблемы за счет детей,
я думаю,  есть и были везде - и в РВО, и у скаутов, и в других детских
коллективах, не имеющих никакого отношения ни к "Каравелле", ни к иде-
ям Владислава Петровича Крапивина. Знаю, что и в "Каравелле" такие лю-
ди были.  Но об этом было бы лучше спросить кого-нибудь, кто знает ис-
торию "Каравеллы" лучше меня...
     Пара слов о гомосексуалистах в целом. Работая в службе психологи-
ческой помощи, я сталкивался и с гомосексуалистами, и с их проблемами.
Они по-своему несчастны и по-своему счастливы. Но стоит ли называть их
ненормальными (а также "дрянью" и "грязью"), если 5 % населения земно-
го шара - гомосексуалисты ?  Мне вообще непонятен ажиотаж вокруг этого
вопроса.К чему все эти цитаты из произведений,	выдержки из прессы ? -
такое впечатление, что "обвиненные" оправдываются...
     И	 последнее.   О   "Командорстве".   Но	 это,	наверное,  уже
относится  ко  всем  "лоцманам". Да, вы увлекаетесь Крапивиным (я тоже
раньше	увлекал-  ся),	да,  вы, можно сказать, его фанаты (я, правда,
не  фанат),  но  что у вас есть кроме этого ? Приятно чувствовать себя
Командором  ("братом",	"Хранителем",  ...),  хотя бы по духу. Сколько
самоуважения  и  удовлетво-  рения  от осознания собственной миссии...
Но  кому  реально  вы  помогаете? Нормальному ребенку нужна семья. Что
вы  можете  дать  детям  - одинокие и холостые? (неофициальные тусовки
в  "Каравелле"	не  в  счет).  Нормальному ребенку нужен еще коллектив
(отряд),  в  котором  он  развивался бы помимо семьи. При плохой семье
отряд  нужен  тем  более. Легко болтать по FIDO и на страницах "ТС" на
крапивинские   и  околокрапивинские  темы.  Но	кто-ни-  будь  из  вас
пытался  создать  отряд  ?  Между  прочим,  отряд  -  это еще и просто
очень  тяжелая	работа.  Как  сказал бы Владислав Петрович : "Мы зани-
маемся	 делом,   а  вы  чем  занимаетесь  (к  Игорю  Глотову  это  не
относится)?  Иными  словами,  какая  от  вас польза детям, вы, любящие
детей ?

	7 июня			      А. Гусельников, более известный
	1996г.			      под псевдонимом "Зингер".