GNU/Linux покоряет Уфу.

Балдин Е.М.

ноябрь 2007



Азат Салаватович Канчурин

Что бы делал без него в освоении линукса — неизвестно!
Отзыв на http://ufa.prepod.org

Традиционно технари скептически относятся к гуманитариям. Но они есть и их много, поэтому их тоже нужно просвещать. Этим и занимается Азат Салаватович Канчурин из города-миллионника Уфа.

Евгений М. Балдин LXF: Представьтесь пожалуйста Азат Салаватович.

Азат С. Канчурин Азат: Я являюсь доцентом кафедры информационных технологий Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ), г. Уфа. В данном вузе преподаю уже пятый год, можно сказать «старожил» (улыбается). Сам уже лет семь как закончил учёбу в Башкирском Государственном Университете. После учёбы некоторое время трудился на одном из малых предприятий нашего большого города (улыбается), где понял, что мне проще работать с заинтересованными людьми нежели с коллегами, для которых в жизни существовал только один интерес — «от зарплаты до получки». Более того, склад моего характера не позволяет мне сидеть сложа руки и постоянно заниматься одним и тем же...Это утомляет...В свою очередь работа в вузе помимо того, что постоянно заставляет быть в форме, ещё не позволяет скучать — каждый день что-то новое: занятия наукой, решение прикладных проблем, воспитательная работа (представьте себе, такое тоже есть), и это всё помимо преподавания.

LXF: Кого готовит Ваша кафедра?

Азат: Сегодня работодателю нужно чтоб наш студент «на выходе» знал чем «напичкан» компьютер, как его при случае чинить собственными силами, умел программировать на высокоуровневом системном языке (С/С++, либо среда Delphi), прокладывать и настраивать сети (любой морфологии), создавать и работать с базами данных. Не будем пересказывать требования государства, заметим лишь, что кафедра стремится лавировать меж двух огней, «не обидев» государство, так как реалии нашей жизни часто идут в разрез с образовательным стандартами, в тоже время подготовить к самостоятельной профессиональной жизни высококлассных специалистов.

Помимо того, что мы ещё ведём дисциплину «Информатика» на всех факультетах вуза, (в академии учатся юристы, экономисты, педагоги, психологи, социальные работники, филологи, журналисты, так что работы хватает) преподаватели кафедры руководят дипломными проектами студентов специальности «Информатик-экономист».

LXF: По каким причинам возник вопрос перехода на GNU/Linux?

Азат: Думаю не открою Америку, ответив, что до последнего времени кафедрой использовался Windows. Лично я пользовался в образовательном процессе такими пакетами как MatLab, MathCAD, Visual Studio, виртуальными машинами. Другие педагоги используют 1С, продукты IBM, кое-что от Microsoft.

Так уж случилось что организация работы в Windows мне изначально не нравилась. Для расширения кругозора (да и из здорового интереса) попеременно устанавливал себе на домашнюю машину различные версии GNU/Linux, пока не появилась Mandriva 2007.0. «Влюбился» в неё, можно сказать, с первых кликов мыши. Мало того, что free-версия устанавливала все ПО «первой необходимости» прямо «из коробки» без лишних телодвижений, так ещё у меня всё прекрасно работало...

Как ни странно это звучит, но полностью перевести свой учебный процесс на GNU/Linux меня заставили игры, то есть не сами игры как «субъект», а острая и постоянная тяга к ним наших студентов. Раньше, раздав самостоятельные задания для выполнения за рабочим местом, мне приходилось стоять, что называется, над душой каждого учащегося, чтоб он хоть как-то что-то начинал делать. Стоило мне отвернуться, отвлечься, выйти из класса, как товарищи начинали «резаться в Контру». Что я только не делал: и удалял в начале рабочего дня со всех машин хоть какой-то намёк на игрушки, и выдирал волокно из хабов, и ставил пароль на установку программ — ничего не помогало, через пятнадцать минут любая «защита» ломалась (улыбается).

После некоторых колебаний, которые длились два года, я решился на радикальное вмешательство. Снёс весь Windows со всех машин и установил Mandriva Linux 2007.0 Free. Народ естественно «взвыл», однако студенты потихоньку начали «забывать» где находятся компьютерные классы, чтоб поиграть, а преподаватели постепенно начинают привыкать к новому формату работы.

LXF: Какие программы используются при обучении? Как протекает сам процесс?

Азат: Сегодня первокурсники тратят в среднем полчаса в начале семестра на усвоение команд создания каталога и текстового файла, перехода из каталога в каталог и компиляции программ. Для предметов на которых изучаются высокоуровневые методы программирования и проектирования ПО мы используем библиотеку Qt и среды KDevelop, Eclipse, для работы в сетях, настройки сервера Apache мой коллега применяет язык сценариев perl в связке с PHP. Есть у меня курс интеллектуальных технологий, под который адаптирую пакет SciLab, как альтернативу MatLab, возможно в дальнейшем буду знакомить студентов с интерпретатором swi-Prolog. Несомненным подспорьем для нас окажется вышедший недавно первый релиз EduMandriva, предназначенный специально для образовательных учреждений, созданный Александром Казанцевым[*] и Центром компетенции Mandriva.ru города Глазова, с которым наша кафедра поддерживает тесные связи. Естественно, под каждую дисциплину сегодня готовятся отдельные базы учебно-методической литературы, которые сразу же выпускаются издательством нашего ВУЗа.

LXF: Как ваши действия вписываются в образовательную политику Вашего вуза?

Азат: Стоит отметить всяческую поддержку со стороны руководства в направлении перспективного развития Open Source. Сегодня на базе нашего факультета открывается лаборатория Открытого программного обеспечения и сетевых технологий, в которой планируется вестись работа по планомерному переходу всего вуза на открытое ПО, созданию «стендов» производственных предприятий, с целью дальнейшего выхода на потенциальных заказчиков, в рамках сетевых технологий планируем развитие Wi-Fi и Wi-Max коммуникаций на платформе GNU/Linux, для этого уже были заключены договорённости с представительством фирмы D-Link в Уфе, на предоставление оборудования и технологий.

Несмотря на то, что вуз наш считается полностью коммерческим предприятием, он является своего рода флагманом в инновационных сферах образования, экспериментальным «полигоном», результатами работы которого становятся востребованные кадры, выпускаемые вузом. Сегодня витают идеи использовать GNU/Linux в области дистанционного образования. Это накладывает на кафедру и лабораторию дополнительные обязательства подготовки экстерн-курсов безболезненного перехода на GNU/Linux «на расстоянии». Кроме того, вуз обязательно запустит в ближайшем будущем курсы для преподавателей школ и всех желающих по миграции на GNU/Linux. Планов громадьё...

LXF: Был ли план миграции или всё делалось стихийно?

Азат: План миграции был с самого начала, правда в первой редакции плана предполагалось перевести на GNU/Linux весь вуз разом. Подумав, мы все же решили пока «не пить шампанское» и подошли к решению проблемы с другой стороны: полный переход на GNU/Linux одного базового факультета, с дальнейшим анализом наработанного опыта (да и лаборатория «в подмогу») и постепенным переводом всей компьютерной техники на открытое ПО.

LXF: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux и почему?

Азат: Дистрибутив — Mandriva Linux 2007.0 free. Сейчас подумываю о 2007.1, тем более что EduMandriva был собран под неё.

LXF: Как бы Вы отнеслись к платной поддержке?

Азат: Платная поддержка? Я просто не представляю её себе. Ведь в Уфе (к огромному сожалению) нет представительств Mandriva (да и других дистрибутивов тоже). Не думаю что приезд специалиста из Франции (да и из СПб) будет решением всех проблем, а вступать в оплачиваемую переписку не вижу смысла, при наличии Google, книг и головы (улыбается).

Но в любом случае хотелось бы, чтоб представительство Mandriva в России задумалось об открытии Центра Компетенции в Уфе, тем более «задел» в виде наработок нашей кафедры и спрос среди предприятий республики имеется.

LXF: Как на GNU/Linux отреагировали студенты?

Азат: Один или два раза я мельком слышал от студентов ропот: «Почему не винь»?. Но слабые попытки «проявить» полностью характер потребителя потерпели фиаско под «лавиной» «авторитета толпы», а может и моего (улыбается) . Наш студент всегда был готов к различного рода новшествам, и привык принимать их с удовольствием: ведь что может быть лучше познания непознанного?

Сегодня, меня ещё некоторые называют «монстром» и «извергом», но постепенно всё сходит на нет, потому что с GNU/Linux'ом учащимся реально интереснее работать: те нетривиальные задачи, которые система подчас ставит перед нами, заменяют нам «полевые условия» любого предприятия. Могу с уверенностью сказать, что сегодня студенты прониклись уважением к этой дружественной системе, чувствуют себя особой «кастой». Пусть мы ещё не много знаем о ней, пусть у нас не все получается, но от этого наша жизнь только интереснее и насыщенней. Большая часть студентов уже установила GNU/Linux на своих домашних компьютерах, потому как мы иногда задаём работу на дом.

LXF: Как из-за перехода на свободное программное обеспечение изменился образовательный процесс?

Азат: Если сказать, что ничего не изменилось, то значить слукавить. Но с высоты прошедшего времени, кажется именно так. А вообще изменился сам подход к преподаванию со стороны преподавателей и к усвоению материала студентами. Проще не стало, это было бы скучно... (улыбается)

LXF: Чего Вам сейчас не хватает для полного счастья?

Азат: Как всегда времени, так как 24 часа в сутки — это очень мало.

Для непосредственной работы с GNU/Linux ещё бы пару свободных классов для экспериментов, потому как имеющиеся «нацело» с утра до вечера бывают заняты, чтоб выводить их из строя (улыбается).

LXF: Что бы Вы пожелали сообществу для того чтобы процесс внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?

Азат: Не бойтесь ничего, экспериментируйте, не забывайте, что компьютер это всего лишь десять электронных «штучек» соединённых между собой в определённом порядке, и нужно очень сильно постараться чтоб вывести их из строя. А вот чтобы вывести из обоймы студентов достаточно пары «несерьёзных» скучных занятий. К счастью сегодняшний GNU/Linux при умелом его использовании способен решать и эти проблемы.

LXF: Вы можете что-нибудь сказать про Linux Format?

Азат: Конечно! Удивительно, но наткнулся я на него при совершенно невообразимых стечениях обстоятельств. Это тема отдельного разговора.

Журнал произвёл на меня огромное впечатление: доброжелательностью и толерантностью, обилием готовых решений, примеров, «заквасок для ума».

Отличное начинание, отдельное спасибо его издателям и всем тем, кто делает нашу жизнь ближе к Linux.

Об этом документе ...

GNU/Linux покоряет Уфу.

This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)

Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999, Ross Moore, Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.

The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation Azat.tex

The translation was initiated by baldin on 2008-03-17


Примечание

... Казанцевым[*]
Интервью с Александром Казанцевым было в октябрьском номере Linux Format за 2007 год.


baldin 2008-03-17