Linux в Калининграде.

Балдин Е.М.

июнь 2007


Ирина Алаевна Красильникова

Школы выбирают GNU/Linux в том числе потому, что он бесплатен. Но встаёт вполне резонный вопрос: «А во сколько станет переобучение преподавательского состава?» Не проще ли оставить всё как есть, затянуть пояса и прикупить привычные программы? Не приятно, что эта «боязнь новых знаний» возникает в школах — центрах обучения и просвещения. И не так страшен зверь переобучения, как его малюют. В поддержку этого тезиса выступит наше следующее интервью.

Сегодня разговор пойдёт с Ириной Алаевной Красильниковой — мастером производственного обучения в профессиональном лицее 22 в г.Калининграде.

Евгений М. Балдин Евгений: Лицей 22 чем-нибудь отличается от других школ Вашего города? Какова специализация Вашего лицея?

Ирина Алаевна Красильникова Ирина: Во-первых это учреждение профессионального образования, где учащиеся вместе со средним образованием получают профессию. Надо сказать что, лицей по профилю не связан с IT-индустрией. Мы готовим продавцов, коммерсантов, маркетологов и бухгалтеров. Но на первой ступени подготовки бухгалтеров наша программа предполагает получение профессии «оператор ЭВМ».

Евгений: Какова причина перехода на свободное программное обеспечение?

Ирина: Ну, начиналось всё с коммерческих вопросов. А как познакомилась, то заинтересовала и техническая сторона. Для меня было открытием, что с Linux можно изучать (как бы изнутри) как устроено программное обеспечение, а не просто обучать пользованию им. Правда, эту мысль пока трудно донести до детей. Думаю, отчасти это связано с тем, что всё же это для них непрофильные вещи. Хотя с другой стороны, даже если ограничиваться обучением тому как пользоваться компьютером, то «какая разница»? Там кнопки — тут кнопки. Там меню — тут меню. «А если не видно разницы — то зачем тратить...» (улыбается)

Евгений: Каково «наполнение» кабинета информатики?

Ирина: Все машины у нас практически одинаковые: Сeleron 800, ОЗУ 128Мб, интегрированное видео, жёсткие диски по 10-40Гб и 15-ти дюймовые мониторы. У нас так же есть общий принтер для печати. К машине преподавателя подключен мультимедиа-проектор, который позволяет показывать просто на белой стене класса изображение с машины преподавателя. Это очень удобно.

Евгений: Расскажите о процессе перехода поподробнее:

Ирина: Предыстория такая. У нас два компьютерных класса: по десять (10) и пятнадцать (15) рабочих мест. Первый был получен по Президентской программе и был полностью укомплектован лицензионным ПО (MS Windows). А вот со вторым весной 2006 года назрела необходимость решать вопрос используемого ПО. Надо сказать что это было ещё до «дела Поносова». Так что, можно сказать, что мы пришли к этому сами.

Всё началось с разговора с бухгалтером о суммах, которые придётся вложить в комплектование второго компьютерного класса легальным программным обеспечением. И тут родилась первая идея, которая приходит на ум, неверное, всем, кто хочет потрать как можно меньше денег: «А есть ли альтернативные пути?» На тот момент я ничего не знала о существовании альтернатив, хотя впоследствии, когда у же всё было сделано, я вспомнила, что уже что-то слышала об этом.

Мы обратились к знакомому бухгалтера с вопросом о том, есть ли варианты, и он рассказал кратко об альтернативах в виде GNU/Linux и дал телефонный номер и адрес Учебно-консультационного центра «РОСТ», где, по его сведениям, открылись курсы по GNU/Linux. Созвонившись, я записалась на курс для новичков, и приобрела там первый свой дистрибутив — ALT Linux Master 2.4. После прохождения курса, а вернее уже даже во время обучения, стало понятно, что GNU/Linux может быть не только выгоден с коммерческой точки зрения. Он вполне может решать учебные задачи в нашем лицее. В классе для операторов ЭВМ был установлен этот дистрибутив и началась работа по адаптации учебных планов к новым условиям. Надо сказать, что переход был сделан практически моментально, без подготовки. Прямо в середине учебного года. И пошла нормальная работа — уроки, зачёты, аттестации.

Евгений: На сколько сложно всё было организовать? Сколько это заняло времени?

Ирина: После окончания курса я самостоятельно со старшекурсниками установила ALT Linux Master 2.4. На это ушло примерно 3 дня. Начали заниматься. Поддержку техническую и теоретическую мне оказывает Артём Золочевский — это мой преподаватель на курсах, которые я прошла. Он же позже посоветовал обновить дистрибутив до ALT Linux Compact 3.0, что и было им сделано в начале февраля 2007г. совместно с нашими студентами. Сейчас готовимся тоже обновляться. Ждём пока выйдет ALT Linux 4.0.

А что cложно было, так это «охи» студентов, ну и нужно было откорректировать учебные программы. Но во время работы с удивлением убедилась, что менять пришлось не так и много. Только практические примеры. Что ещё раз подтверждает то, что использование ПО построено на универсальных принципах и чтобы показать принципы работы на компьютере совсем не обязательно тратить большие средства. Ведь в принципе всё везде одинаково — кнопки, меню, окна.

Основные «претензии» — непривычно, непонятно. Ещё на быстродействие жалуются — техника у нас не самая последняя. Хотя знаете, сейчас получили «макбуки». Оказывается там тоже внутри unix. Ещё не смотрели на них внимательно. Так что даже интересно. Там на них предустановлены Windows и MacOS. Теперь эта новизна меня даже не пугает. Даже интересно познакомиться ещё с одной системой. Поверх Windows будем однозначно ставить свободное ПО: OpenOffice, Inkscape, gimp и прочее.

Евгений: Как ко всей вашей затее носится администрация?

Ирина: Администрация меня всецело поддержала. Даже оплатили курсы. Никаких проблем тут просто нет. Директор в курсе и полностью доверяет, да ещё и средства экономит. Разве это может её не радовать?

Евгений: Кто-нибудь из детей перешёл на GNU/Linux. Появились ли заинтересованные?

Ирина: Да, были такие. Сказали возьмут дистрибутив. Но гораздо больше берут свободного ПО под Windows. К примеру OpenOffice очень часто спрашивают. Главное, чтоб дети поняли, что есть выбор. И, кажется, они это поняли.

Евгений: Если сравнить ситуацию до и после - в чём основное отличие?

Ирина: Для начала «о земном»: чувствую себя абсолютно спокойно. Не старшины всякие там проверки и прочее. Ну и просто интересно. Расширила свой кругозор однозначно. Теперь мир не сходится на какой-то определённой программе, оказывается есть выбор! Надо просто о нём знать.

Евгений: Ваша образовательное учреждение уникально в пределах Калининграда, в смысле перехода на свободное программное обеспечение?

Ирина: Насколько мне известно в сфере профессионального образования мы единственные. А вот насчёт обычных школ Калининграда: как мне известно есть ещё одна, где внедрён GNU/Linux. — 12. Но это было уже после нас, так что мы первые, хоть и не единственные.

Евгений: Какие планы на будущее?

Ирина: Продолжать работу в GNU/Linux. Этот класс у нас обречён на использование GNU/Linux (улыбается). Ну и будем программы далее переделывать. Хотелось бы, чтоб мы не были «белыми воронами» и нашлись последователи и в системе профессионального образования. Уже нашлись заинтересованные, взяли координаты. Пока в мыслях есть организовать встречу для моих коллег из профессиональных лицеев и показать им с Артёмом что у нас получилось.

Евгений: Чего бы Вы пожелали бы сообществу открытых исходников и GNU/Linux в частности для облегчения процесса внедрения в школы?

Ирина: Тут много что можно сказать. Вот бухгалтерию бы мне под GNU/Linux. Что-то типа «Консультанта». Я хоть и знаю, что это возможно запускать в wine, но ещё пробовала. Вот ещё проблема у меня с OpenOffice.Base. В той версии что у меня, сейчас не работают отчёты, и база не открывается на другой машине. Надеюсь в следующих версиях это будет исправлено. С флоппи приводами как-то надо чтоб удобно было работать. Да много можно и нужно улучшений делать. Документации побольше хорошей и на русском языке — это и для меня и для детей большая помощь. Но это скорее работа для «технических специалистов». Для меня как преподавателя, наверное, ещё важнее иметь поле для общения, обмена опытом, учебными планами, где можно спросить, получить помощь от таких же как и ты «практиков» преподавания.

Артём Золочевский

Научить учителя — отнюдь не простая задача, но Артёму Золочевскому (artem (точка) zolochevskiy (алеф) gmail (точка) com) это определённо удалось.

Артём ведёт платные курсы GNU/Linux в Учебно-консультационном центре РОСТ. Вся его профессиональная деятельность так или иначе связана со свободным программным обеспечением.

Евгений: На сколько востребованы платные курсы GNU/Linux?

Артём: Они вполне могут быть востребованным. Стоимость курса чуть меньше стоимости аналогичных Windows-курсов в нашем городе. Пока мы стараемся придерживаться такой политики. Курс должен быть доступен.

Когда мы начинали, я, честно говоря, достаточно скептически относился к идее организации подобного обучения. Но на сегодняшний день вижу, что настало время «собирать камни». Люди приходят, интересуются. Да и просто в разговорах: если раньше я произносил слово Linux, то в ответ, как правило, тишина, то сейчас большинство собеседников, особенно молодые люди, это «странное» слово уже где-то слышали. Так что интерес думаю будет расти, а значит надо и предлагать образовательные услуги.

Евгений: Вы являетесь одним из разработчиков и сотрудничаете а ALT Linux. Что Вы можете сказать об дистрибутиве этой компании применительно к школе?

Артём: Я состою в ALT Linux Team. Это команда людей участвующих в разработке Sisyphus, на основе которого создаются дистрибутивы ALT Linux. Сейчас «горячая пора». Готовится целая линейка дистрибутивов, где будет и специализированный «школьный» дистрибутив Junior 4. Он имеет относительно небольшие требования к «желез» — основное это 128 Мб памяти, ну а процессор класса PIII. Состав дистрибутива покрывает школьную программу по информатике с избытком и имеет значительный запас программ на DVD. Инсталлируется с минимальным участием пользователя — в основном при решении куда ставить и настройки сети. Есть поддержка терминальных возможностей, так что при желании (и возможно, помощи специалиста) старые/слабые машинки могут использоваться как терминалы. Надеюсь такой дистрибутив снимет часть «груза» по внедрению GNU/Linux в образовательных учреждениях.

Евгений: Чего с Вашей точки зрения не хватает для упрощения внедрения GNU/Linux в школе?

Артём: Преподавателю не хватает хорошей документации на русском. Вот специально прошёлся по книжный магазинам. Да ситуация явно лучше, чем пару лет назад. Но это всё равно капля в море. Так что надо помочь преподавателям хорошей литературой.

Ну и важно предоставить преподавателям-первопроходцам поле для общения, обмена опытом, материалами. Преподаватели, взявшиеся за GNU/Linux, и так уже огромные шаги сделали. Они адаптируют свои учебные планы, занимаются самообразованием. Нам нужно просто немного помочь им. Это что касается непосредственно преподавания. Ну и есть проблемы технического характера. Вот даже банально где взять преподавателю дистрибутив? С кем посоветоваться? Ведь даже LUG не в каждом городе есть. Очень важно иметь кого-то, кто сможет помочь с решением технических проблем: как установить что-то, организовать сеть, да просто советом помочь.

Пара слов от студентов. Опрашивал Артём Золочевский

Артём Золочевский подзывает молодого человека...

Артём: Ну что скажешь о Linux?

Алексей Вишневский Алексей: (немного недовольно) Работать без знания командной стоки нереально.

Артём: И это минус?

Алексей: (уже более дружелюбно) Да нет, просто знать всё надо.

Артём Золочевский решил опросить и представительницу прекрасного пола...

Артём: А ты что скажешь?

Алину Рожкова Алина: Да нормально, мне даже больше нравится. Красивая графическая оболочка

Артём: А чем вы в нём (GNU/Linux) занимаетесь то?

Алина: Мне нравится, что можно безболезненно ходить по интернету (улыбается). Ещё нам рассказывали про командную оболочку bash, мы работали в mc, смотрели как устроена X.

Артём: А что сейчас изучаете?

Алина: А сейчас работаем в OpenOffice. Создаём в нём листовки о лицее для приёмной комиссии. Это у нас творческое задание такое.

Об этом документе ...

Linux в Калининграде. Западный форпост России

This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)

Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999, Ross Moore, Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.

The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation IrinaKrasilnikova.tex

The translation was initiated by baldin on 2008-01-17


baldin 2008-01-17