Константин Владимирович Панфилов
Электронное интервью.

Балдин Е.М.

февраль 2007


Аннотация:

Пока на Linux-форумах гремят баталии по поводу того, как осчастливить школы свободным программным обеспечением, Константин Владимирович Панфилов действует. Учитель информатики из Гоноховской средней школы Каменского района Алтайского края уже перевёл свой компьютерный класс на Linux, что составляет ровно 75% от всех текущих компьютерных мощностей школы. О том почему он это сделал и как ему удалось пройти этот путь и пойдёт речь в этом интервью.

Просьба не судить с высоты своего опыта реальность -- она вот такая, какая она есть. Мы можем её только улучшить, а прошлое изменить не получится.



Евгений М. Балдин Евгений: Когда и где впервые услышали/прочитали про GNU/Linux? Почему решили разобраться в нём?

Константин В. Панфилов Константин: Эта история начиналась где-то 2 года назад. Сидя зимним вечером в кабинете информатики, мне в голову постучалась мысль: «А почему-бы тебе не попробовать поставить ОС UNIX?»[*]

На следующий день, обойдя всех своих знакомых с вопросом: «Где взять такую вещь?» -- в ответ пожимали плечами и крутили у виска.

Меня это ещё больше раззадоривало. Один товарищ сказал: «О Linux слышал, о UNIX -- нет». На тот момент я и понятия не имел что и как, например, какие дистрибутивы существуют. Зайдя на Центральный Узел Связи, спросил у программиста: «Есть такая вещь?» В ответ я услышал странный и как мне показалось вроде бы ругательный набор слов: «Мандрак нелокализованный на 6 дисках». Ответ меня не устроил и я подался дальше искать счастья. Повезло мне в банке. Ребята там работают общительные и смекалистые.

Евгений: Какой был Ваш первый дистрибутив GNU/Linux и почему?

Константин: В банке мне дали дистрибутив ASPLinux 9.0 Chip Edition на одном CD. Дистрибутив оказался урезанным, но эта система меня очень заинтересовала. Отсюда все и поехало.

Евгений: Как GNU/Linux оказался в школе?

Константин: Где-то через 2 месяца после начала приобрёл Mandrake 10 на трёх CD. Дистрибутив был более доброжелателен к пользователю. Тогда в школе стояло 4 машины. Сразу захотелось опробовать сетевые возможности ОС. Была поставлена Samba, запущена сетевая печать. Но знаний было мало. Раздобыл два руководства об администрировании, у кого-то из друзей нашёл подборку о Linux на CD, вот так и началась моя дорога в Linux.

Но на полную система в школе не использовалась. На тот момент я ещё отвечал за обработку документов для администрации, учителей, а поток шёл большой. Нужен был аналог Fine Reader'а, а его, как известно, нет до сих пор.

Чуть позже наткнулся на ALUG (Алтайская LUG http://alug.metroland.ru/), Linux Forum (http://linuxforum.ru/). Сначала потусовался на ALUGe, но там скучновато. Больше понравилось на Linux Forum. Вот оттуда и потекла настоящая жизнь. Практически на любой вопрос можно найти ответ, корифеи всегда помогут и поправят. Здесь я понял: «Linux в школе должен быть». Мне нравится система своей открытостью, идеологией.

Евгений: Были ли проблемы при переходе?

Константин: Была попытка полтора года назад -- но не вышло. Это было обусловлено парком техники и дистрибутивом (Mandrake 10 Discovery). Хотя был поставлен Apache в локальной сети с целью научить работать в браузере, дать понятие, что это такое. Ведь подключения к интернету не было, да и сейчас его фактически нет. Линии у нас абы какие -- их можно сказать нет. Окончательный переход состоялся уже в этом году.

Евгений: Какая причина привела к этой достаточно резкой замене программного обеспечения?

Константин: На счёт резкой замены я бы не сказал. Это назревало в данном случае. Ну а толчок всё-таки был: события в стране, в частности в Пермском крае. Если ещё рассуждать об экономическом эффекте -- так что это можно назвать логическим следствием. Да и техника сейчас у нас стоит нормальная. Можно назвать и резкой заменой -- вот так.

Евгений: Вернёмся ещё раз к вопросу о софте. Что используются? Какой софт оказался очень кстати?

Константин: На счёт дистрибутива: использовал ASPLinux, Fedora Core, Mandrake, Mandriva 2006. Больше понравился Mandrake Mandriva своей дружественностью к начинающему пользователю. В качестве десктопа -- KDE.

На счёт замены программ: OO.org -- альтернатива MS Office, это из привычных. Для себя сделал открытие (и всем советую), в качестве текстового процессора -- LyX. Действительно избавляешься от болезней Word. Ещё кстати оказались пакеты Keduca с редактором тестов и Kturtle -- аналог логомиров. Аналог Delphi -- Lazarus плюс Free Pascal. Ну а вообще, всё что есть в Мандриве очень кстати.

Евгений: Чего заменить не удалось? Чего бы Вы пожелали ещё?

Константин: Вот чего заменить не удалось -- так это Fine Reader.

Чего пожелать ещё? Чтобы Министерство образования развернулось в сторону Open Source, или хотя бы поправило курс в эту сторону.

Евгений: Как отреагировали на эти изменения дети?

Константин: Детям интересно. Примерно 80% смотрят заинтересованно, сравнивают и делают для себя выводы. И в пользу этой ОС. Что разочаровывает их, так это ответ на вопрос: «А есть такие же игры, как под винду в продаже?»

Евгений: Попробовал ли кто из детей GNU/Linux дома?

Константин: Пока только двое поставили эту ОС. Причина проста -- нужны опыт, знания и желание. О чём говорить, если только перешли на Linux. Но помощь с моей стороны -- это святое дело.

Евгений: Как реагируют родители?

Константин: Родителям всё равно. Многие из родителей не имеют высшего образования. К компьютеру относятся как к дьяволу .

Евгений: Как относятся к переходу на GNU/Linux другие учителя?

Константин: Учителя пока ни сном ни духом. Да и в большинстве своём мало кто использует технику в учебном процессе. Ведь в массе своей это люди 45-55 лет, которым трудно что-то новое вводить в свою работу.

Когда этот контингент заканчивал учебные заведения, массовой информатизации не было. А сейчас чтобы освоить технику -- нужно время и желание. А инертность и боязнь показаться безграмотным берут своё. Но это всё временно и преодолимо.

Реально сейчас на технике работают 20% коллектива. Но к концу года эта цифра изменится -- я думаю к 60%. У нас ведь не только стационарная техника: есть ноутбук и медиапроектор, которые за последний месяц используется интенсивно.

Вот здесь к вопросу о ПО: нужен хоты бы и коммерческий учебный софт, аналогичный виндовому. Зачем Минобразованию тратить деньги на мелкософт? Заплатили бы лучше своим программистам, пусть делают учебное ПО под Linux. Ещё и сэкономят.

Евгений: Есть ли помощь от сетевого сообщества?

Константин: В сетевом сообществе уже есть течение в нужном направлении. Помощь -- ссылки на ресурсы Интернет. А с обменом опыта, пока нет.

Евгений: Какие сейчас планы?

Константин: Планы можно сказать Наполеоновские. Внедрить ОС в учебный процесс в нашей средней школе. Дать заинтересовавшимся ребятам основы PHP, MySQL и администрирования ОС. Учить основам Web-дизайна. Это пока все. Дальше мечтать не буду -- а то не сбудется .





baldin 2007-06-22