<< Предыдущий раздел | /\ Содержание | >> Следующий раздел

Для чего предназначен xfig

Как явствует из названия, xfig предназначен для создания векторных изображений. Изображения состоят из объектов, таких, как эллипс, прямоугольник, ломаная, текст и т.д. Можно также вставлять растровые изображения в форматах GIF, JPG, XPM, XBM и векторные в EPS.

Для изображений xfig использует собственный формат .fig (изображения .fig являются обычными ASCII-файлами, что обеспечивает переносимость между разными платформами). Xfig умеет экспортировать изображения в несколько векторных форматов (PS/EPS, несколько подвидов LaTeX-картинок, HPGL) и в несколько растровых (включая GIF и JPG).

Очень подробная документация по всем аспектам использования и настройки Xfig есть в его дистрибутиве. Она расположена по адресу

/usr/X11R6/lib/X11/xfig/html/index.html

Как всегда в таких случаях лучше всего обратиться именно к ней, как к первоисточнику, мы же остановимся на основных приемах использования программы и на некоторых не очень очевидных аспектах.

Запуск и основные приемы использования

Запуск и внешний вид программы


Для запуска достаточно набрать команду "xfig", или просто вызвать его из меню Programs->Graphics.

Пользоваться xfig очень просто -- практически все доступные операции представлены кнопками на окне (и нет огромных меню, в которых обычно почти невозможно "откопать" требуемое).

Окно программы Xfig
Панель инструментов
рисования
Панель инструментов
редактирования

Основная часть окна занята собственно областью рисования с "линейками" сверху и справа от нее, на которых отображается текущее местоположение курсора. Линейки одновременно выполняют функции полос прокрутки -- лучше всего "таскать" их средней кропкой мыши.

В верхней части окна расположен набор кнопок для манипуляций с файлами, там же расположена кнопка [Undo], отменяющая последнее исправление.

Слева расположены панель инструментов рисования, на которой перечислены все типы объектов, и панель инструментов редактирования, позволяющая производить разные манипуляции с объектами. В каждый конкретный момент может быть выбран инструмент или с одной панели, или с другой.

Панель режимов работы и атрибутов объектов

В нижней части окна расположена панель с кнопками режимов работы -- масштаб, цвет, толщина линии, шрифт и т.д., содержимое которой меняется в зависимости от инструмента. Самой первой на этой панели всегда идет кнопка [Zoom Scale], позволяющая менять масштаб отображения.

Индикатор текущих действий
кнопок мыши

В правом верхнем углу всегда присутствует подсказка о том, что делают в данный момент кнопки мыши.

Когда переключатель включен, то при наведении курсора мыши на кнопки инструментов рядом "всплывает" краткая подсказка.

Создание объектов и манипуляции с ними


Для создания объекта надо первым делом выбрать его инструмент. К примеру, эллипсы с указанием центра и полуосей создаются при помощи инструмента .

Затем надо щелкнуть левой кнопкой мыши в точке, где должен располагаться центр эллипса, "растянуть" фигуру до нужного размера (при этом как бы указывается прямоугольник, в который вписан эллипс), и еще раз щелкнуть левой кнопкой.

Здесь есть существенное отличие от способа рисования, применяемого в программах под Windows. Там надо 1) нажать кнопку в начальной точке, 2) перевести мышь, 3) отпустить кнопку в конечной точке. В xfig же -- 1) щелкнуть кнопкой в начальной точке, 2) перевести мышь, 3)щелкнуть кнопкой в конечной точке.

Во время рисования (т.е. между первым щелчком и вторым) можно отменить фигуру при помощи правой кнопки мыши.

Некоторые объекты (многоугольники, ломаные и сплайны) задаются не двумя точками, а большим количеством. В этом случае первый щелчок левой кнопкой задает первую точку, следующие -- добавляют точки, а щелчок средней кнопкой завершает фигуру.

Простой отрезок можно нарисовать при помощи инструмента "ломаная", задав лишь две точки.

Чтобы поменять цвет, толщину или стиль линии, достаточно нажать соответствующую кнопку на панели атрибутов в нижней части окна и выбрать требуемое.


Для манипуляций с нарисованными объектами служат инструменты из второй панели -- панели редактирования. При выборе любого из них определяющие точки всех объектов подсвечиваются маленькими квадратиками. Чтобы применить инструмент к объекту или конкретной точке, надо навести курсор мыши на соответствующий квадратик и щелкнуть левой кнопкой.

Наиболее часто используются инструменты -- перемещение одной точки, -- перемещение всего объекта, -- копирование объекта, -- удаление объекта, и -- редактирование объекта.

С первыми четырьмя все более-менее ясно, а на четвертом остановимся чуть подробнее.

Окно редактирования объекта "эллипс"

Если выбран инструмент "редактирование", то при щелчке левой кнопкой мыши на любой точке объекта появляется окно, в котором перечислены все свойства объекта -- толщина, стиль и цвет линии, стиль и цвет заполнения, координаты определяющих объект точек, и т.д. У объекта "текст" здесь же присутствует сам текст.

Можно менять любой из этих атрибутов, причем окно редактирования дает большую гибкость -- так, можно нарисовать линию со стрелками на концах, а в окне редактирования сделать эти стрелки разными (что недоступно из панели атрибутов).

Кнопка [Done] завершает редактирование. [Apply] "применяет" все исправления к объекту, так что можно увидеть, как он будет выглядеть. Кнопка [Cancel] отменяет все изменения и возвращает все в первоначальное состояние, даже если нажималась кнопка [Apply].

Линии сетки и привязка точек


На панели атрибутов всегда есть кнопка [Grid Mode] и, почти всегда, кнопка [Point Posn.]. Первая определяет, показывать ли линии сетки, а вторая -- в каких координатах можно ставить точки. По умолчанию лилии сетки не отображаются, а ограничений на координаты точек нет.

Как показывает опыт, отображение линий сетки лучше включать -- это существенно упрощает ориентирование. При этом шаг точек сетки -- 1/16 дюйма, а размер ячеек можно менять от 1/8 до 1 дюйма.

Привязка точек также очень полезна -- она позволяет, к примеру, легче соблюдать размеры объектов и выстраивать несколько объектов в одну линию. При этом координаты точки округляются до ближайших допустимых. Шаг привязки можно менять от 1/16 до 1 дюйма, но обычно достаточно 1/16.

Группировка объектов


Для того, чтобы, к примеру, передвинуть несколько объектов вместе, их надо "сгруппировать" в один "составной" объект (compound object). Для этого служит инструмент .

Щелчком левой кнопки на любой точке объекта он добавляется к группе. При этом квадратики, определяющие точки объекта, из пустотелах превращаются в "заполненные". При помощи средней кнопки мыши можно отметить прямоугольник, все объекты из которого следует добавить к группе. И, наконец, правая кнопка завершает отметку -- появляется четыре точки, описывающие прямоугольник, в котором содержатся все отмеченные объекты, а маленькие квадратики, показывающие точки отдельных объектов внутри группы, пропадают.

В составной объект можно включать другие составные объекты точно так же, как и обычные.

Теперь составной объект можно передвигать, копировать, удалять, "зеркалить" и т.д. -- как и любой другой. Но есть два отличия.

Во-первых, при использовании инструмента можно менять только координаты левого верхнего и правого нижнего углов. При этом все объекты внутри будут менять свой размер и/или позицию -- т.е. это то же самое, что и изменение размера композитного объекта.

Во-вторых, редактировать объекты внутри композитного нельзя -- недаром же их точки даже не отображаются. Впрочем, можно временно "открыть" композитный объект при помощи инструмента -- при этом все объекты вне его временно исчезнут.

"Разбить" составной объект можно при помощи инструмента .

Надписи


Для добавления надписей служит инструмент .

Можно выбирать как размер букв, так и шрифт. Xfig предлагает выбор из 35 PostScript-шрифтов или 5 стандартных шрифтов LATEX.

К сожалению, русские буквы в надписях использовать нельзя. И дело тут даже не столько в Xfig, сколько в русификации Unix вообще и интерпретатора PostScript в частности. Хотя нужного результата и можно добиться "при помощи грубой силы", мы не будем приводить здесь этот способ. В момент написания этих строк Unix и X-Window находятся в стадии активного приспособления к использованию на разных языках (internationalization, или сокращенно i18n), поэтому есть надежда, что проблема русификации xfig в скором времени решится сама собой.

Надпись затем можно расположить под любым углом -- при помощи инструмента "поворот", или же просто поменяв значение атрибута "Angle" в окне редактирования.

Для того, чтобы изменить уже созданный текст, не обязательно пользоваться инструментом "редактирование". Достаточно просто выбрать инструмент "текст", щелкнуть на определяющей точке нужного объекта, и вместо создания нового объекта xfig перейдет к редактированию указанной строки.

Вставка картинок


Инструмент служит для вставки в рисунок растровых картинок.

После отметки мышью прямоугольника, в который следует поместить картинку, появляется окно редактирования, в котором следует набрать имя файла, содержащего ее. Можно воспользоваться кнопкой [Browse] для выбора файла.

Xfig не копирует вставляемую картинку внутрь файла .fig, он лишь сохраняет ее имя. Если картинка расположена в той же директории, что и .fig-файл, или ниже, то сохраняется относительное имя файла, иначе -- полное, (от корневой директории). (Относительные имена файлов запоминаются лишь начиная с версии 3.2.)

Предупреждение
Не пытайтесь пользоваться кнопкой [Edit Image] -- эта функция реализована с ошибкой, и xfig при ее использовании попросту "глючит" -- имя файла заменяется на бредовую последовательность символов. (Впрочем, более старые версии просто аварийно завершались.)

Расположение объектов в разных "слоях"


Зачастую возникает необходимость расположить несколько объектов "один над другим". Для этого служит атрибут [Depth] -- "глубина" расположения объекта.

Глубина может меняться от 0 до 999, чем она меньше -- тем объект "ближе" к наблюдателю, т.е. объекты, расположенные на меньшей глубине, оказываются поверх тех, что расположены глубже. Объекты, расположенные на одинаковой глубине, то какой из них окажется сверху -- не определено.

По умолчанию используется глубина 100.

Работа с файлами


И для загрузки, и для сохранения файлов используется кнопка [File...] на верхней панели.

При нажатии на нее левой кнопкой мыши появляется окно, в котором можно или выбрать файл для загрузки и затем нажать [Load], или набрать имя файла и нажать [Save] для сохранения. Кнопка [Merge] "добавляет" к текущему изображению все объекты указанного файла.

Если же нажать на [File...] правую кнопку мыши, то текущее изображение будет сразу сохранено, и меню работы с файлами не появится.

Кнопка [Export...] служит для экспортирования изображений. Аналогично кнопке [File...], левая кнопка мыши вызывает окно, в котором можно указать имя и тип файла, в который надо экспортировать, и некоторые другие параметры, а по правой кнопке изображение сразу экспортируется с текущими параметрами.


<< Предыдущий раздел | /\ Содержание | >> Следующий раздел