Вопрос о финансировании производства оборудования для ЦКП «СКИФ» должен решиться в течение месяца

 

Вопрос о финансировании производства нестандартизированного оборудования для Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») должен решиться в течение месяца. Об этом сообщил журналистам в ходе пресс-конференции в ТАСС директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров.

skif concept 1000

Архитектурная концепция ЦКП "СКИФ" (проект АО "ЦПТИ")

 Необходимость скорректировать программу

«Вопрос финансирования производства технологического оборудования длительного цикла изготовления практически решен. Министерство науки и высшего образования РФ пришло к пониманию, что нужна корректировка федеральной адресной инвестиционной программы в части выделения отдельной строкой производства оборудования и авансирования до стадии прохождения Главгосэкспертизы. Надеюсь, что в ближайшее время это произойдет», — сказал Бухтияров.

Директор ИК СО РАН добавил, что на проведение проектных работ АО «Центральный проектно-технологический институт» ГК Росатом в этом году по госконтракту планируется затратить 250 млн рублей. Из доведенных на 2020 год бюджетных средств остается 750 млн. «Если провести все административные решения и определить распоряжением Правительства Институт ядерной физики СО РАН генеральным конструктором, мы надеемся, что эти средства могут быть использованы уже в этом году», — подчеркнул он.

По словам директора ИЯФ СО РАН Павла Логачева, разработка компонентов оборудования для СКИФ не останавливается, и институт ожидает содействия Минобрнауки РФ и финансирования.

В частности, ученые активно работают над системой инжекции, которая необходима для ускорения частиц. «ИЯФ на 100% готов к проектированию и производству инжекционного комплекса — мы уже производим его компоненты с середины прошлого года. Мы создаем мощные СВЧ-усилители, которые требуют индивидуальной и особенной настройки. Несмотря на то, что раньше их никто в России и ранее в Советском Союзе не производил, у нас есть все необходимые заделы», — рассказал Логачев.

Стимул для развития научного приборостроения

По мнению директора Конструкторско-технологического института научного приборостроения (КТИ НП СО РАН) Петра Завьялова, необходимо не упустить повод для создания уникального оборудования в России, стимулом для которого стал ЦКП «СКИФ».

«Сейчас в России оборудование для синхротронных исследований практически не производится. Если мы не будем принимать никаких мер, то средства уйдут зарубежным компаниям, и, самое главное, мы не получим никакого технологического задела для производства этого оборудования у нас. Мы пришли к выводу, что практически 60% его может быть локализовано в стране», — сказал Завьялов. Он отметил, что проектом заинтересовались предприятия Ростеха — недавно было подписано соглашение с Новосибирским приборостроительным заводом, которые имеет необходимые мощности для участия в проекте.

В разработке и производстве ускорительного комплекса, по словам Завьялова, готовы участвовать Бердский электромеханический завод, Экспериментальный завод научного приборостроения со специальным конструкторским бюро РАН в Чергоноловке, НЗХК-Инжиниринг — в проектировании и изготовлении оборудования для экспериментальных станций, Балтийский федеральный университет.

Валерий Бухтияров добавил, что уровень локализации производства ускорительного комплекса в России очень высок, но ситуация с изготовлением оборудования для пользовательских станций обстоит иначе: «Нужно найти правильные решения, как совместить закупку необходимого оборудования за рубежом и определение тех организаций, которые смогут обеспечить производство необходимого оборудования здесь в России. И поэтому наше взаимодействие с предприятиями Государственной корпорации «Ростех» становится чрезвычайно актуальным».

Опыт ИЯФ СО РАН и 4-е поколение

Как рассказал руководитель проектного офиса ЦКП «СКИФ», замдиректора ИЯФ СО РАН Евгений Левичев, уникальных характеристик установки СКИФ удалось добиться за счет наработанного институтом опыта в создании источников СИ.

«Сейчас в России есть два центра, где проводят эксперименты с синхротронным излучением — Новосибирск, где в ИЯФ работают два источника, и Москва — в Курчатовском институте есть источник СИ, который в конце 80-х–начале 90-х был также сделан в ИЯФ. Это машины второго поколения. Третье поколение мы пропустили, поскольку у нас бушевала перестройка. И сейчас у нас есть возможность сделать качественный скачок — перейти сразу от второго к четвертому поколению», — пояснил Левичев.

Четвертое поколение характеризуется высокой яркостью, которая зависит от эмиттанса. Установка СКИФ будет иметь самый малый эмиттанс среди существующих машин.

«Несколько лет назад заработал первый источник четвертого поколения, MAX IV в Швеции. Вторая из этой серии машина с энергией 3 ГэВ — Sirius, которая запускается в Бразилии. Третьей будет СКИФ. Мы можем войти среди 3 ГэВ-ных машин в тройку лидеров среди установок четвертого поколения в мире. У СКИФ будет наименьший эмиттанс, то есть он будет обладать наилучшими для пользователей характеристиками», — отметил он.

ЦКП «СКИФ» с источником синхротронного излучения поколения «4+» и энергией 3 ГэВ создается в рамках национального проекта «Наука». По своим расчётным пользовательским параметрам ускорительный комплекс не будет иметь аналогов в мире. Синхротрон и пользовательскую инфраструктуру планируется создать до конца 2023 года, а начать исследования на первых шести станциях — до конца 2024 года.