GNU/Linux заглядывает в ВУЗы

Балдин Е.М.

июнь 2007


Александр Сергеевич Казанцев

Наличие тотального Высшего образования способствует ускоренному развитию общества. Почти всё грамотное население России знает про МГУ, есть подмножество, которое знает, что НГУ не менее хорош. Но даже если очень захочется, все просто физически не смогут обучаться только там, а обучать надо именно всех. Большинство образовывается в небольших ВУЗах и в этих ВУЗах роль личности может оказаться определяющей.

Александр Сергеевич Казанцев (он же *akdengi* на ЛинуксФоруме и в Русском сообществе OpenOffice.org, доступен по e-mail: kazancas (алеф) mail (точка) ru), молодой кандидат технических наук и доцент (на момент написания интервью без диплома) кафедры Автоматизированные системы управления Глазовского инженерно-экономического института (филиала) ГОУ ВПО Ижевский государственный технический университет, выбирает GNU/Linux.

Евгений М. Балдин Евгений: Кого готовит Ваша кафедра?

Александр С. Казанцев Александр: Готовим мы на кафедре специалистов-компьютерщиков широкого профиля. То есть студенты заканчивают специальность 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления, а вот кто из них в результате получается — это вопрос.

Часть работает в направлении САПР и АСУТП, часть в области бухгалтерских программ. Есть выпускники, работающие компьютерщиками в банках и в пенсионном фонде. То есть ВУЗ поставляет специалистов для разных областей. А раз работодатели сами идут к нам просить студентов[*], то значит выпускаем тех, кого надо, благо программа содержит понемногу и программирование, и САПР, и проектирование систем, а также математические дисциплины, дающие для этого базу.

Евгений: Что в используется в процессе обучения?

Александр: Компьютеры, компьютеры и ещё раз компьютеры. Ну ещё проектор для показа. Плюс применяем сеть 1-Wire для подключения внешних управляемых систем. Две лаборатории моя гордость, одна с железом, где можно пощупать различные части ЭВМ. Вторая с пятью компьютерами (пока) и проводной + беспроводной сетью, опять же для лучшего изучения. Плюс общие компьютерные классы института (три класса по 15 машин на GNU/Linux).

Программное обеспечение необходимо разное, так как для каждой дисциплины нужен свой программный пакет. Одних ОС в процессе обучения я рассматриваю две-три штуки.

Евгений: По какой причине возник вопрос перехода на GNU/Linux?

Александр: Первичной причиной была задача сделать быстро восстанавливаемый компьютерный класс для изучения операционных систем, позволяющий безболезненно программировать и изменять их настройки, вплоть до погружения системы в нокаут. Тогда то (два года назад) у меня в лаборатории впервые появился мой первый GNU/Linux и виртуальные машины. Затем известное дело Поносова заставило руководство ВУЗа поднять вопрос о лицензионной чистоте программного обеспечения. Тут то и пригодились мои наработки. Результат GNU/Linux почти во всем ВУЗе.

Евгений: Был ли план миграции? Как производился переход?

Александр: План заключался в постепенном переходе по максимуму на открытое ПО, с закупкой лицензионных закрытых продуктов только при крайней необходимости. Я сделал выбор дистрибутива, совместно с коллегами (за закупки и обслуживание всей техники в институте отвечают другие люди), посмотрели список используемых в учебном процессе программ, нашли им аналоги из мира OpenSource, работающие под GNU/Linux и приказом директора была запущена машина перехода. Первые дистрибутивы мы получили в феврале, а к маю месяцу переход был закончен. На кафедре я это сделал за одну неделю.

Переход выполняли своими силами точнее моими и двух лаборантов, один из которых любитель FreeBSD (ничего кроме неё не признает), а второй заядлый «линуксоид». В процессе работы обучили ещё несколько человек, так что теперь все лаборанты могут нормально развернуть систему.

Евгений: Что осталось доделать и почему?

Александр: Доделывать осталось ещё много (по институту в целом). Связано это со сменой операционных систем на серверах (трогать их во время учебного процесса было нельзя) и полном развёртывании того программного обеспечения, которое было не нужно во втором полугодии. В мою компетенцию входит перевод типографии института на GNU/Linux и развёртывание нового дистрибутива в лаборатории и классах.

Евгений: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux?

Александр: Решили остановиться на Mandriva Linux, и я не жалею об этом. Выбор шёл среди «user frendly» дистрибутивов, которые облегчили бы переход студентов и преподавателей с Windows.

Евгений: Как на переход отреагировали пользователи?

Александр: Как и следовало ожидать, пользователи отреагировали бурно отрицательно. Но мысль, внушённая им, о самостоятельной покупке лицензионного ПО сразу остудила обстановку. Так как большинству был необходим только «Офис», то переход прошёл почти безболезненно. Кроме деканатов, из-за не обученности государственных структур, любящих присылать различные формуляры на заполнение в виде excel-файлов с макросами и бухгалтерии.

Возникающий шум решался отсутствием Windows и поднятием вопроса о занимаемой должности. Жёстко, но по другому в сжатые сроки было не перейти. Так же я поступил у себя на кафедре, полностью удалив Windows с кафедральных машин. Благо таких эксцессов было немного, а похожесть Mandriva Linux и OpenOffice на их «не свободных коллег» сделала своё положительное дело.

Переучивание же студентов происходило на парах походу занятий, а преподаватели перестраивались сами (мы, преподаватели, должны заниматься самообразованием). В результате перехода студенты разделились на два лагеря: одни меня про себя ненавидят, а другие поддерживают. Жалко, что первых пока больше. Надеюсь что в следующем году первых уже не останется.

Евгений: Как из-за перехода на свободное программное обеспечение изменился образовательный процесс?

Александр: Образовательный процесс ожил. По своей кафедре могу сказать, что исчезла проблема с темами курсовых и дипломных работ. Если под Windows в основном все уже написано, а некоторые темы (например, бухгалтерский учёт) вообще считаются «оффтопом», то в мире свободного ПО работы хоть отбавляй. Не стало проблем с выбором языков программирования (в настоящее время используем Free Pascal и C# (Mono). Пишут также на Java, C++, Ruby, Python. Появилась возможность рассматривать CRM/ERP системы и организовывать дистанционное обучение. Без перехода я (да и остальные) просто не задумывались об OpenSource. Обеспечена лицензионная чистота по многим дисциплинам, например по электротехнике и микропроцессорной технике используем Ktechlab; компьютерной графике Blender и InkScape. Проще стало изучать Операционные системы, Сети ЭВМ, Моделирование систем и тому подобное.

Евгений: Какие методические материалы сейчас используются при обучении?

Александр: Пока идёт наработка материала. Используем «нарытое» в сети и из журнала ЛинуксФормат. Перерабатываем старые методические указания (с Microsoft Office на OpenOffice, с MathCad на MAXIMA и т.п.) и пишем новые. Я уже в этом году давал программирование сетевых приложений на C# в MONO. На следующий учебный год (2007-2008) готовлю новые методические материалы по Операционным системам, Проектированию АСОИУ с учётом OpenSource. Также буду вести новый предмет кросс-платформенное программирование, поэтому готовлю полный методический комплект для этого предмета лекции, практические и лабораторные.

Параллельно готовлю цикл статей по использованию Mandriva Linux в образовании. Всё, что напишу я сам и мои коллеги обязательно сделаем общим достоянием на одном из GNU/Linux ресурсов.

Евгений: Если уж упомянули Linux Format, то не могли бы Вы перечислить наиболее полезные/интересные с вашей точки зрения статьи?

Александр: Особенно понравились циклы по программированию на разных языках — много полезного почерпнул (и продолжаю) из статей о Mono, Ruby и Java. Другие преподаватели (я им даю почитать свою копию журнала, который пока выписываю только я) тоже нашли массу полезного в статьях о InkScape, Blender и OpenOffice. Для новичков оказались полезными статьи, показывающие работу с пакетами на разных дистрибутивах.

Евгений: Какие новые материалы в Linux Format вам хотелось бы увидеть?

Александр: Интересно бы было прочитать о связи приложений в Linux с OpenOffice на разных языках — я считаю тему актуальной, особенно в свете отказа от не свободных офисных пакетов. Также с удовольствием бы ознакомился с программированием с помощью библиотек SDL и OpenAL, как замены DirectX в проектах. Не помешали бы обзорные статьи о математических программах (был только цикл по Maxima), программах для бухгалтерского учёта, существующих CAD/CAM системах. Люди просто не знают, какие программные продукты существуют, а использование выдержек из данных материалов в дипломных и курсовых проектах позволило бы донести идеи OpenSource до более широких масс.

Евгений: Чего Вам сейчас не хватает для полного счастья? В смысле использования GNU/Linux в образовательных целях.

Александр: По порядку:

  1. Понимания. Как со стороны студентов и сотрудников, так и со стороны руководства (очень сильное лоббирование «Виндузятников», как внутреВУЗовских, так и с высших эшелонов власти, которое может свести на «нет» все начинания).
  2. Образовательного дистрибутива Mandriva. Кучу вещей (например, нормально скомпилированного под Mandriva с поддержкой GTK2 и QT Lazarus) доделываю в свободное время дома и внедряю в институтский репозитарий (надеюсь моё начинание найдёт поддержку у Mandriva.ru).
  3. Времени. Работы и идей много, но чтоб все успеть...Последние полгода сплю по 5-6 часов. Нужна команда единомышленников, но пока я не вижу большого рвения со стороны коллег мне помочь (грустно).
  4. Хорошего САПР. Из за него (а именно КОМПАС-3Д) мы вынуждены были закупать «не Линукс».

Евгений: Что бы Вы пожелали сообществу для того чтобы процесс внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?

Александр: Нужно выходить на государственный уровень УМО, федерального агентства по образованию. Лицензировать специальности по рабочим программам с использованием GNU/Linux. Создавать образовательные ресурсы, для поддержки начинания, издавать книги и делиться опытом. А преподавателям следует заниматься положенной нам, преподавателям, работой, а не сидеть сложа руки.

Об этом документе ...

GNU/Linux заглядывает в ВУЗы

This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)

Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999, Ross Moore, Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.

The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation Kasancas.tex

The translation was initiated by baldin on 2008-01-17


Примечание

... студентов[*]
Больше всего удивил военкомат (улыбается).


baldin 2008-01-17