<< Предыдущий раздел | /\ Содержание | >> Следующий раздел

Разные подходы к созданию документов

При создании документов есть основных два подхода.

Первый -- интерактивный: текст набирается на экране именно в том виде, в котором будет выведен на печать. Этот принцип называется "WYSIWYG" -- "What You See Is What You Get" -- "что видите, то и получите". Именно этот подход используется в большинстве т.н. "текстовых процессоров", входящих в состав офисных пакетов. Самым известным примером является MS Word. Существуют офисные пакеты и под Linux -- самые известные из них Star Office, Applix Office и KDE Office.

Второй подход -- набирать текст в обычном текстовом редакторе (в виде ASCII-файла), вставляя в него специальные управляющие последовательности, определяющие разметку документа, а также служащие для вставки специальных символов, отсутствующих в ASCII. Ярким представителем такого подхода является семейство пакетов на основе TEX, наиболее известный из которых -- LATEX.

У обоих подходов есть как достоинства, так и недостатки.

Первый удобен для набора небольших текстов, когда сразу буквально "за пару минут" создается то, что надо напечатать. Но при наборе крупных документов возникают проблемы. Во-первых, как сохранить во всем документе единый стиль -- ведь возникает желание просто "выделить вот это жирным шрифтом", "добавить пару пробелов, чтобы оно перескочило на следующую страницу" и т.д. А при малейшем изменении (другой размер бумаги, вставка дополнительного абзаца) результаты всех этих ухищрений и "подгонки по месту" идут прахом. Во-вторых, в текстовых процессорах лишь сравнительно недавно появилась поддержка разного рода перекрестных ссылок, и использование их менее "естественно", чем в том же TEX.

С другой стороны, TEX очень хорошо приспособлен для создания больших и очень больших документов -- те же перектрестные ссылки существуют в нем "от рождения". Кроме того, TEX существует практически для всех платформ, и перенос текста с одной на другую не представляет никаких проблем (а зачастую просто ничего не требует). Но для набора документов "содержащих все эти малопонятные значки" и выглядящих для непосвященного как китайская грамота, требуются определенные способности и навык. (Собственно, технология создания документов при этом очень похожа на используемую при разработке программ -- редактирование -> компиляция -> просмотр; при работе с большими документами даже используется та же самая утилита make.)

Какой подход выбрать -- зависит от конкретных задач и от конкретного человека.

Но есть еще и третий, промежуточный вариант. Вы набираете документ "почти" как в текстовом процессоре, сразу видя выделение разными шрифтами/размерами, математические формулы и секционирование, но редактор "внутри себя" транслирует это все в управляющие последовательности TEX, а для перевода в печатный вид "пропускает" документ через TEX. В Windows для этого служит пакет Scientific Word, а в Unix -- пакет LYX.

Форматы "картинок"

Форматы графических изображений делятся на два вида -- растровые и векторные. В первом случае изображение записывается в виде матрицы точек (обычно упакованной), а во втором -- в виде некоторого количества команд типа "эллипс с центром там-то и с такими-то полуосями".

Примерами растровых форматов являются GIF, JPG, BMP и XPM, а векторных -- CDR, WMF и PostScript (PS/EPS). У векторных изображений есть огромное достоинство -- они сохраняют качество при масштабировании и поворотах (даже многократных), в то время как у растровых оно резко падает -- при увеличении становятся заметны "ступеньки", а при уменьшении появляются "разрывы" в линиях.

При создании документов для печати практически всегда используются векторные изображения (за исключением, например, "снимков с экрана").

Если в Windows есть совершенно необъятное количество форматов (буквально у каждой программы -- свой), то в Unix универсальным векторным форматом является Encapsulated PostScript (EPS). Большинство программ создания/редактирования изображений умеют создавать файлы в формате EPS или как минимум PS.


<< Предыдущий раздел | /\ Содержание | >> Следующий раздел