Важнейшие достижения 2009 года

Лучшими работами 2009 года Ученый СоветИЯФ признал следующие работы:

В области физики элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий:

• В эксперименте с детектором КЕДР на ВЭПП-4М с наилучшей в мире точностью измерено произведение электронной ширины J/ψ-мезона на относительную вероятность его распада в электрон-позитронную пару и пару мюонов:
    Гее * B(J/ψ → e+e-) = (0,3323 ± 0,0064 ±0,0048) кэВ (2,4%)
    Гee * B(J/ψ → μ+μ-) = (0,3318 ± 0,0052 ±0,0063) кэВ (2,4 %)
  • В эксперименте с детектором СНД на ВЭПП-2М измерено сечение процесса e+ e- → π+ π- π0 π0 в области энергии 0,75-1,0 ГэВ (при энергии 2Е<0,92ГэВ – впервые). Обнаружен редкий распад ρ0 → π+ π- π0 π0 , имеющий относительную вероятность 1,6×10-5.
  • В эксперименте с детектором КЕДР на ВЭПП-4М измерена масса нейтрального D-мезона: MD0 = (1865,30 ± 0,33 ± 0,23) МэВ. Полученный результат имеет сравнимую со среднемировой точность измерения.
  • Проведено вычисление кулоновских поправок для процесса рождения электрон-позитронных пар при столкновении релятивистских ядер в следующим за главным приближении по параметру L = ln γAγB. Обнаружено их значительное подавление за счет вклада в сечение событий, в которых пары рождаются с энергией несколько электронных масс в системе покоя одного из ядер. Полученные результаты дают естественное объяснение экспериментальным результатам, полученным в ЦЕРН на ускорителе SPS.
  • В эксперименте с детектором СНД на ВЭПП-2М выполнено прецизионное измерение сечения процесса e+ e- → μ+ μ- в области энергии 1,04-1,38 ГэВ. Впервые для этой энергии экспериментально определено значение постоянной тонкой структуры: 1/α(s)=134,1±1,3, подтверждающее рост константы  α(s) в Стандартной модели в данной энергетической области.

В области физики плазмы:

• В экспериментах на многопробочной ловушке ГОЛ-3 показано, что при нагреве плазмы мощным релятивистским электронным пучком с диаметром, уменьшенным с 4 до 1 см, эффективность коллективной релаксации пучка в плазме достигает величины ~50%. В сечении пучка плазма нагревается до субтермоядерных температур при сохранении энергетического времени жизни, существенного увеличения поперечных потерь плазмы не наблюдается. Данный результат имеет важное значение для выбора параметров многопробочного термоядерного реактора.

В области физики и техники ускорителей заряженных частиц, источников СИ и ЛСЭ:

• Завершено создание системы высоковольтного электронного охлаждения на энергии 400 МэВ/нуклон для Института современной физики в г. Ланчжоу (Китай).
  • Совместно с южнокорейской фирмой EB-TECH завершено создание уникального передвижного ускорителя электронов на базе ускорителя ЭЛВ, предназначенного для решения оперативных экологических задач. Проведены успешные испытания ускорителя в Южной Корее.
  • Завершено создание системы вигглеров для источника синхротронного излучения PETRA III в лаборатории DESY (Гамбург), позволившей получить рекордный фазовый объем пучка с эмиттансом 1 нм-рад.
  • Разработаны, изготовлены и успешно внедрены на ведущих предприятиях оборонного комплекса России современные отечественные энергоблоки для установок электронно-лучевой сварки.
  • Получен режим генерации вынужденного излучения на второй очереди Новосибирского лазера на свободных электронах (ЛСЭ). По средней мощности излучения (0,5 кВт) Новосибирский ЛСЭ в десятки раз превосходит все другие источники когерентного излучения в своих диапазонах длин волн (40 – 80 и 110 – 240 микрон).