Эксперт в области систем регистрации частиц празднует 85-летие

3 октября исполняется 85 лет главному научному сотруднику Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН), лауреату Государственной премии СССР и премии им. П. А. Черенкова, доктору физико-математических наук Алексею Павловичу Онучину. Ученый внес большой вклад в создание и разработку детекторов, развитие методов идентификации частиц, определивших высокий уровень экспериментов на электрон-позитронных коллайдерах.

Алексей Павлович Онучин является одним из пионеров в разработке методов регистрации частиц, создании детекторов и проведении экспериментов на встречных электрон-позитронных коллайдерах. В 1959 г. А.П. Онучин окончил Московский государственный университет и начал свой профессиональный путь в ИЯФ СО РАН, где работает до сих пор.

70 е годы МД 1Работа над созданием детектора МД-1. 1970-е г. Фотография из личного архива А.П. Онучина.

А.П. Онучин принимал участие в экспериментах на первом в мире электрон-электронном коллайдере ВЭП-1, активно работал над подготовкой детектора для электрон-позитронного коллайдера ВЭПП-2, руководил созданием детектора МД-1 на основе многопроволочных пропорциональных камер для экспериментов на коллайдере ВЭПП-4, принимал активное участие в разработке детектора КЕДР для модернизированного коллайдера ВЭПП-4М, а также является лидером группы ИЯФ СО РАН, работающей в международной коллаборации BaBar на B-фабрике в Национальной ускорительной лаборатории СЛАК (SLAC, США).

1977 conf 2Первая конференция SLAC-Новосибирск. Между докладами. В.А. Сидоров и А.П. Онучин. ИЯФ СО РАН, 1977 г. Фотография из личного архива А.П. Онучина. 

«В 1973 г. Алексей Павлович Онучин взял меня, тогда еще совсем зеленого студента, в научную группу ИЯФ СО РАН, занимающуюся проектом создания детектора МД-1 на коллайдере ВЭПП-4, – рассказывает заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе, член-корреспондент РАН Александр Бондарь. – Я был заметно младше его учеников и рассчитывать на мой существенный вклад в работу не приходилось, но у меня была прекрасная возможность учиться. Алексей Павлович задавал некие стандарты работы исследователя, а мы старались им соответствовать. 

Алексей Павлович – признанный эксперт в системах регистрации частиц, являющихся основной любого эксперимента на встречных пучках. Физические результаты можно получить только на детекторах, обладающих рекордными параметрами, достижение которых зависит от специалистов. Научный стиль Алексея Павловича отличается глубокой проработкой физических основ любой задачи. Эта школа существенно повлияла на меня как ученого».

1979 MD1 moves to i pМД-1 переезжает на место встречи ВЭПП-4. ИЯФ СО РАН, 1979 г. Фотография из личного архива А.П. Онучина.

В эксперименте с детектором МД-1 были с лучшей в мире точностью измерены массы Ипсилон(1S)-, Ипсилон(2S)- и Ипсилон(3S)-мезонов, сечение электрон-позитронной аннигиляции в адроны в области энергий 2E=7,2-10,4 ГэВ, измерено сечение гамма-гамма в адроны в области в области W=1,5-4,0 ГэВ с регистрацией обоих рассеянных электронов. Многие из этих результатов до сих пор остаются лучшими по точности в мире.

«Для экспериментов на ВЭП-1 Алексей Павлович спроектировал счетчики для оперативного измерения светимости по процессу малоуглового рассеяния, – рассказал заведующий лаборатории ИЯФ СО РАН, доктор физико-математических наук Владимир Блинов. В этом эксперименте впервые наблюдалось двойное тормозное излучение. По результатам этих экспериментов А.П. Онучин защитил кандидатскую диссертацию. Между прочим, это была первая диссертация по физике элементарных частиц, выполненная методом встречных пучков».

1989 25 let VEP1Прецизионные эксперименты на коллайдерах ИЯФ известны во всем мире. 1989 г. Фотография из личного архива А.П. Онучина.

Докторскую диссертацию А.П. Онучин защитил по результатам экспериментов на электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2. В этом эксперименте впервые на встречных пучках были использованы проволочные искровые камеры и черенковские счетчики.

«Благодаря усилиям и энтузиазму А.П. Онучина Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН и ИЯФ СО РАН организовали совместное производство аэрогеля, которое успешно работает до сих пор, – добавил Владимир Блинов. – Например, только здесь производят четырехслойный фокусирующий аэрогель, который необходим для создания нового поколения систем идентификации частиц».

На юбилейном семинаре посвященном 75 летию А. ПА.П. Онучин на юбилейном семинаре в честь 75-летия, 2009 г. Фотография из личного архива А.П. Онучина.

А.П. Онучин также активно участвует в разработке следующего поколения черенковских детекторов с радиатором из аэрогеля с переменным показателем преломления, обладающим эффектом фокусировки. Такие системы идентификации обладают рекордными параметрами разделения различных типов частиц.

Алексей Павлович Онучин является руководителем ведущей научной школы РФ, из которой вышел целый ряд высококвалифицированных ученых-физиков. Среди его учеников есть профессора, два заместителя директора института, два член-корреспондента РАН. Большинство заведующих лабораториями ИЯФ СО РАН, проводящих эксперименты на встречных пучках, – его ученики.

1989 laureaty gospremiiЛауреаты Государственной премии СССР 1989 г.: Г.М. Тумайкин, Ю.А. Тихонов, Л.М. Курдадзе, В.А. Сидоров, И.Я. Протопопов, А.Н. Скринский, Л.М. Барков, А.П. Онучин, В.В. Петров, С.И. Мишнев, Ю.М. Шатунов, В.П. Смахтин. 

«Перефразируя известное выражение о том, что вся русская литература вышла из гоголевской шинели, можно без преувеличения сказать, что большинство ведущих физиков экспериментаторов ИЯФ СО РАН вышло из «шинели» Алексея Павловича Онучина», – добавил Владимир Блинов.