Важнейшие достижения 2019 года

В области ядерной физики, физики элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий:

• На электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000 проведен эксперимент с детектором СНД по поиску редкого процесса прямого рождения псевдовекторной частицы f1(1285).
  • Впервые измерено сечение процесса электрон-позитронной аннигиляции в семь пи-мезонов (шесть положительно заряженных пи-мезонов и один нейтральный пи-мезон). Кроме того, было показано, что при рождении семи пи-мезонов наблюдаются омега-мезон и эта-мезон.
  • Предложен новый метод идентификации ионов для ускорительной масс-спектрометрии на основе измерения длин пробегов ионов во время-проекционной камере (ВПК) низкого давления. Для демонстрации метода была разработана ВПК низкого давления с зарядовым считыванием на основе толстого газового электронного умножителя.

В области теоретической физики:

• Изучено влияние положения поверхности Ферми на процесс рассеяния двух электронов в графене.
  • Исследовано влияние лазерного поля на процесс излучения фотонов ультрарелятивистским электроном в атомном поле. Получены угловое распределение и спектр излучаемого фотона.

В области физики и техники ускорителей заряженных частиц, источников СИ и ЛСЭ:

• Эффект увеличения плазменного кильватерного поля из-за движения ионов плазмы был обнаружен в численном моделировании. Он проявляется только при постепенной раскачке волны драйвером из многих коротких микросгустков и только на короткое время.
  • Оптимизирован алгоритм радиоуглеродного анализа на УНУ «УМС ИЯФ СО РАН» для проведения совместных с пользователями научных исследований.
  • Разработаны, изготовлены и прошли полный цикл приёмочных испытаний два сверхпроводящих 54-полюсных вигглера с полем 3.5 Тл и периодом 48 мм, работающих на принципе косвенного охлаждения.
  • Комплексное исследование динамики пылевого облака в газовых с редах методами СИ, лазерным комплексом PDV и пьезодатчиками.
  • Исследован структурно-фазовый состава сварных соединений на основе Al и Ti
  • Впервые продемонстрирована возможность создания загоризонтного локатора, где в качестве передаваемого и принимаемого сигналов используются поверхностные плазмон-поляритоны терагерцового диапазона.

В области физики плазмы:

• Измерение величины продольных потерь энергии из открытой ловушки.
  • Успешно завершено сооружение высокотехнологичного испытательного стенда для тестирования элементов установки ИТЕР
  • Исследован0 формирования газово-плазменного облака при воздействии мощного пучка ЛИУ на мишень
  • Разработан ускорительный источник эпитепловых нейтронов для онкологической клиники с целью проведения бор-нейтронозахватной терапии
  • Создан инжектор пучка отрицательных ионов с током до 15мА и энергией до 150кэВ для установки бор-нейтронозахватной терапии
  • Создана и успешно испытана система генерации предварительной плазмы в установке ГДЛ с помощью инжекции электронного пучка
  • Доказана возможность работы внутри вакуумной камеры термоядерного реактора ИТЭР нейтронной защиты из отечественной керамики на основе карбида бора.
  • Разработан и введен в строй перезарядный инжектор пучка быстрых атомов водорода (дейтерия) с энергией 40 кэВ, полным током ионов до 14 А, с быстрой модуляцией пучка до 10 кГц.
  • Разработаны и реализованы в эксперименте эффективные способы подавления поперечных колебаний пучка при его ускорении и транспортировке в линейном индукционном ускорителе.
  • Продемонстрировано формирование стартовой плазмы в многопробочной ловушке ГОЛ-NB
  • Определены базовые скейлинги динамического многопробочного удержания в линейных магнитных ловушках.
  • Разработан бесконтактный метод исследования остаточных напряжений, возникающих в материале, при воздействии импульсных тепловых нагрузок.
  • Продемонстрирован мегаваттный поток суб-ММ излучения из пучково-плазменной системы в условиях сильного градиента плотности плазмы.