Важнейшие достижения 2011 года

Лучшими работами 2011 года Ученый Совет ИЯФ признал следующие работы:

В области физики элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий:

• В эксперименте Belle (KEK, Япония) в распадах γ(5S) впервые обнаружены резонансные состояния с экзотической кварковой структурой.
  • В экспериментах с детектором КЕДР на ВЭПП-4М с лучшей в мире точностью измерены параметры ψ (2S) и ψ (3770)-мезонов и установлено наиболее чувствительное ограничение на сечение рождения узких резонансов в области энергии 2E = 1,85-3,1 ГэВ.
  • В эксперименте с детектором СНД на электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000 с рекордной точностью измерено сечение процесса e+e- à ωπ0 → π0 π0 γ.
  • Завершено доказательство мультиреджевской формы амплитуд КХД при высоких энергиях в следующем за главным логарифмическим приближении.

В области физики плазмы:

• На установке ГОЛ-3 при коллективном взаимодействии мощного релятивистского пучка с плазмой зарегистрирована генерация интенсивного излучения на второй гармонике плазменной частоты, которая лежит в терагерцовом диапазоне.
  • Впервые в мире создан источник отрицательных ионов водорода со стационарным током пучка 25 мА, в котором моделируются основные закономерности формирования пучка в элементарной ячейке будущего сильноточного инжектора нейтральных атомов высокой энергии ( ~1 МэВ) для термоядерных приложений.

В области физики и техники ускорителей заряженных частиц, источников СИ и ЛСЭ:

• Разработан концептуальный проект ускорительного комплекса со встречными электрон-позитронными пучками – «Супер Чарм/Тау-фабрика», вошедший в число шести проектов, рекомендованных к рассмотрению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям по вопросу о создании установок класса «MEGA-Science» на территории России.
  • На электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000 достигнуто рекордное значение «параметра встречных пучков» и проведен эксперимент с двумя детекторами СНД и КМД-3 в диапазоне энергии 1000 – 2000 МэВ с рекордной интегральной светимостью.
  • Разработана, изготовлена и успешно испытана установка высоковольтного электронного охлаждения протонного пучка с рекордным темпом охлаждения для немецкого накопителя COSY (Юлих, Германия).
  • С использованием синхротронного излучения накопителя ВЭПП-3 впервые в мире с наносекундным временным разрешением реализован метод контроля образования и роста наночастиц конденсированной фазы продуктов химической реакции детонации во время взрыва.
  • Успешно испытан на источнике синхротронного излучения ALBA-CELLS (Испания) разработанный и созданный в ИЯФ СО РАН уникальный 119-полюсный сверхпроводящий вигглер с рекордной яркостью излучения в области рентгеновского диапазона.
  • Разработан концептуальный проект рентгеновского источника СИ четвертого поколения на основе ускорителя-рекуператора, яркость излучения которого на несколько порядков превосходит яркость строящихся сейчас в Европе и США источников рентгеновского излучения. Проект входит в число шести проектов, рекомендованных к рассмотрению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям по вопросу о создании установок класса «MEGA-Science» на территории России.